Астрофизики получили новые данные о возможном неравномерном расширении Вселенной

5.5

Ученые из США и Германии провели исследование, результаты которого могут говорить о том, что скорость расширения Вселенной для разных точек мироздания неодинакова. Если их предположения подтвердятся, то астрономам придется пересмотреть прошлые теории и выводы.

Карта скоплений галактик
Изображение демонстрирует карту полного неба и показывает четыре галактики, которые были проанализированы / © NASA, CXC, Univ. of Bonn/K. Migkas

Исследователи из Боннского университета (Германия) и Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (Массачусетс) изучили снимки далеких скоплений галактик, большинство которых сделала космическая рентгеновская обсерватория Chandra, — и на основе их предположили, что расширение Вселенной не может быть одинаковым во всех направлениях. О выводах астрофизиков сообщается в пресс-релизе, опубликованном на сайте миссии.

Ученые давно выяснили, что после Большого взрыва Вселенная постоянно расширяется. Для большего понимания можно провести аналогию с выпечкой хлеба с изюмом. По мере выпекания хлеба изюминки (то есть скопления галактик) удаляются друг от друга, поскольку хлеб (представляющий собой космос) расширяется, причем равномерно во всех направлениях.

Так, одним из «столпов» космологии — раздела астрономии, изучающего свойства и эволюцию Вселенной в целом — служит принцип о том, что законы физики справедливы для каждой точки во Вселенной, поэтому она однородна и изотропна. Иначе говоря, выглядит и расширяется в один и тот же момент времени одинаково — вне зависимости от того, в каком месте находится наблюдатель и в каком направлении он смотрит.

Однако новая работа показывает, что космологический принцип может оказаться неверным. Причем в последние десятилетия ученые уже предполагали, что Вселенная не расширяется одинаково: например, в 2006 году была открыта необычная структура в микроволновом «эхе» Большого взрыва, также известная впоследствии как «ось зла», где и выявили признаки анизотропии.

«Основываясь на наших наблюдениях, мы нашли существенные различия в том, как расширяются разные регионы Вселенной в зависимости от того, как мы на них смотрим. <…> Это открытие может противоречить главному базовому принципу современной космологии», — говорит Геррит Шелленбергер, один из авторов новой работы.

Команда проанализировала, как много рентгеновского изучения вырабатывали 313 отобранных скоплений галактик (яркость рентгеновского излучения обусловлена температурой газа в кластере и не зависит от космологических величин). Данные по 237 скоплениям были получены с помощью телескопа Chandra (NASA), а по оставшимся 76 — от рентгеновского телескопа XMM-Newton (ESA). Эту выборку объединили с данными от XMM-Newton и японско-американской обсерватории ASCA. В общей сложности собрали массив информации по 842 различным кластерам.

Четыре изображения скоплений галактик, полученных с телескопа Chandra. По часовой стрелке начиная от верхнего левого угла: Abell 2199, RXCJ1504.1-0248, Abell 3667 и Abell 85. Кластеры галактик с широтами менее 20 градусов не были включены в обзор / © NASA, CXC, Univ. of Bonn, K. Migkas

Когда астрофизики проанализировали яркость рентгеновских лучей галактик, они сравнили их с рентгеновской яркостью, данные о которой были получены посредством другого метода, уже зависящего от скорости расширения Вселенной. В итоге ученым удалось просчитать скорость расширения по всему небу и выяснить, что в разных направлениях относительно нас Вселенная расширяется по-разному.

По словам авторов работы, полученные результаты можно объяснить двумя способами: во-первых, огромные кластеры галактик могут двигаться вместе, но это движение не будет обусловлено расширением Вселенной. Вероятно, некоторые соседствующие скопления притягиваются в одном направлении под действием силы тяжести других кластеров. Подобное согласованное движение способно задавать различные скорости расширения в разных направлениях. При этом, если кластеры двигаются достаточно быстро, это может привести к ошибочным оценкам их светимости.

Другое объяснение может заключаться как раз в том, что Вселенная, на самом деле, не расширяется одинаково во всех направлениях, поскольку темная энергия — гипотетическая сила, которая, как считается, и отвечает за скорость расширения Вселенной — сама по себе неоднородна. То есть рентгеновские лучи могут показать, что действие темной энергии в одних частях космоса сильнее, чем в других, поэтому наблюдаются различия в скорости расширения.

«Если Вселенная действительно неоднородна — даже если она стала таковой только в последние несколько миллиардов лет, — это приведет к полной смене парадигм, так как теперь нам придется учитывать, в какой части неба расположены объекты. Почти все расчеты расстояний до самых далеких объектов мироздания опирались на то, что свойства пространства везде одинаковы. Если мы правы, придется пересмотреть все прошлые теории и выводы», — подытожил Константинос Мигкас, астрофизик из Боннского университета.

Ранее новый метод измерения показал, что Вселенная расширяется медленнее, чем считалось.

Предназначенный для отработки технологий космического корабля Starship аппарат SN4 взорвался после проведения огневых испытаний нового метанового двигателя.