Новый метод измерения показал, что Вселенная расширяется медленнее — Naked Science
Никита Шевцов

Новый метод измерения показал, что Вселенная расширяется медленнее

Используя самые современные технологии и методы, команда астрофизиков Университета Клемсона уточнила оценку постоянной Хаббла — показателя скорости расширения Вселенной.

Получено новое значение постоянной Хаббла

Концепция расширяющейся Вселенной была выдвинута американским астрономом Эдвином Хабблом. В начале XX века Хаббл стал одним из первых астрономов, который пришел к выводу, что Вселенная состоит из нескольких галактик. Его последующие исследования привели к самому известному открытию: галактики удаляются друг от друга со скоростью, пропорциональной их расстоянию.

Первоначально Хаббл оценивал эту скорость в 500 километров в секунду на мегапарсек, причем мегапарсек — единица измерения расстояния, эквивалентная примерно 3,26 миллиона световых лет. Хаббл пришел к выводу, что галактика, находящаяся в двух мегапарсеках от нашей, удаляется в два раза быстрее, чем галактика, находящаяся всего в одном мегапарсеке. Эта оценка стала известна как постоянная Хаббла, которая впервые доказала, что Вселенная расширяется.

С тех пор команды астрономов по всему миру используют различные методы, чтобы уточнить значение этой величины. Последняя наиболее достоверная оценка постоянной Хаббла с помощью одноименного телескопа дала значение в 74 км/с на мегапарсек — в семь раз меньше, чем впервые предположил американский астроном.

В последнее десятилетие сверхсовременные приборы, такие как космическая обсерватория «Планк», значительно повысили точность первоначальных измерений постоянной Хаббла. Так, в новой работе астрофизиков из Университета Клемсона сообщается о создании нового метода оценки скорости расширения Вселенной. Ученые сравнили последние данные об ослаблении гамма-излучения, полученные с помощью Космического гамма-телескопа Ферми, с измерениями массива наземных гамма-телескопов. В итоге они получили скорость расширения Вселенной, равную 67,5 километра в секунду на мегапарсек.

Гамма-лучи испускаются звездами и особенно активно — крупными объектами вроде квазаров. Достигая Земли, они взаимодействуют с фотонами солнечного света. Скорость, с которой они сталкиваются, зависит от расстояния, пройденного гамма-лучами. А это расстояние, в свою очередь, зависит от скорости расширения Вселенной. Поэтому, исследуя гамма-излучение, идущее из далеких галактик, ученые смогли вычислить новое значение постоянной Хаббла.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.