Астрофизик: самовоспроизводящиеся нанометровые зонды смогут быстро наводнить всю Галактику — Naked Science

Межзвездные зонды Starshot
Межзвездные зонды / ©Breakthrough Starshot

Несмотря на все старания, человечеству до сих пор не удалось заметить каких-либо следов существования внеземной жизни — ни образцов, ни сигналов, ни тем более космических кораблей инопланетной цивилизации. Возможно, дело в том, что искали их не на тех масштабах размеров: физик из Свободного университета Тбилиси Заза Османов (Zaza Osmanov) предполагает, что межпланетные зонды могут иметь величину порядка нескольких нанометров. Об этом ученый пишет в статье, представленной в онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org.

Еще один из основоположников информатики Джон фон Нейман предположил существование гипотетических самовоспроизводящихся машин, которые могли бы позволить исследовать далекий космос, не покидая родной планеты или системы. По мысли ученого, такие аппараты способны не спеша добраться до соседней звездной системы, использовать ее ресурсы для копирования самих себя и двигаться дальше в другие системы. Так, умножаясь в экспоненциальной прогрессии, они могут довольно быстро распространиться по всей Галактике — жаль, что, опять же, никаких признаков их работы мы никогда не видели.

По мнению Зазы Османова, проблема в том, что зонды фон Неймана слишком малы для того, чтобы мы могли их заметить. Проведя расчеты, он показал, что по-настоящему эффективные аппараты должны иметь нанометровые размеры: в этом случае они не потребуют сравнительно редких ресурсов каменистых планет — минералов, металлов и т.п., — а смогут обходиться тем количеством материалов, которые встречаются в межзвездной пыли. Топливом такие нанозонды обеспечит водород.

По оценкам Османова, подобное уменьшение размеров обеспечивает воспроизводство каждого зонда на масштабах нескольких лет и количество их сможет расти невероятно быстро. Так, сотня аппаратов, преодолев всего один парсек (около четырех световых лет), должна превратиться в «рой» численностью порядка 1033. Разумеется, каждый крошечный зонд останется невидимым, однако рой в целом вполне может отражать и/или экранировать достаточно света для того, чтобы оказаться заметным для наших инструментов.