05.12.2016
Редакция Naked Science
7 191

Машины Вселенной: незримое население космоса?

3.2

Мы как-то слишком заостряем свое внимание на зеленых человечках, а ведь космос вполне может быть заселен машинами. Бездушными самореплицирующимися роботами-зондами, для которых ни расстояние, ни время не имеют значение. Время от времени появляясь из вселенской тьмы, они могут решительным образом участвовать в жизни цивилизаций, в том числе и этой.

Космос

Что об этом думают на Земле?

Идея самовоспроизводящихся машин, бороздящих просторы космоса, не нова. Ее основу заложил еще в середине прошлого века выдающийся американский математик Джон фон Нейман. Тот самый, с именем которого связывают архитектуру большинства современных компьютеров (архитектура фон Неймана). Стоит отметить, что он не рассматривал свою идею применительно к космосу, это уже сделали после него. Сейчас под термином «зонд фон Неймана», как правило, понимается космический зонд (аппарат, корабль), который направлен в космос своими создателями с определенной целью: нейтральной (исследовательской), либо разрушительной или созидательной. Достигая звездной системы, имеющей необходимые ресурсы, зонд создает свои копии, которые продолжают выполнять волю создателей.

В космосе, где расстояния между объектами достигают невероятных величин и для их преодоления требуется огромное количество времени, не сопоставимого с жизнью живых существ, зонды фон Неймана – идеальный инструмент освоения пространства. В условиях практически безграничного космоса отправлять только один зонд или даже тысячу не вполне рационально. Их должно быть достаточно много, чтобы они могли посетить как можно больше звезд и найти пригодные для жизни миры. Даже сейчас ученые, участвующие в работе проекта Breakthrough Starshot, планируя полет к звездной системе Альфа Центавра (теперь официально называемой Ригель Кентаврус), говорят о создании целого флота микрозондов. Это необходимо, так как не все отправленные зонды смогут перенести экстремальные условия космоса или не встретить на своем пути препятствие. Однозначно не все из них благополучно доберутся до цели. Хотя речь о самовоспроизводящихся зондах пока не идет, это пока невозможно с учетом наших технологий. Но на следующем этапе, в новой миссии, так, вероятно, и будет. Те зонды, которые долетят к ближайшей к нам звездной системе, найдут там необходимую сырьевую базу и, создав свои реплики, отправят их к ближайшим к Альфа Центавре звездам. В том числе и в направлении Альтаира.

Было подсчитано, что, распространяясь по нашей Галактике со скоростью 10% от скорости света, самовоспроизводящиеся зонды способны распространиться по Млечному Пути за полмиллиона лет.

Нас «посеяли» инопланетяне?

Ну кто не спрашивал себя, в чем смысл жизни? Человеку свойственно задумываться над тем, зачем он живет и в чем его предназначение. А в чем предназначение человечества? Цивилизация, достигнувшая высокого уровня развития, тоже может озадачиться вопросом о смысле своего существования. Тем более, когда ее развитие достигнет уровня, намного превосходящего наш. Как правило, люди видят смысл жизни в детях. Они вкладывают в них свои знания и жизненный опыт. К этому же ответу можно прийти, задумавшись о смысле существования разумной цивилизации. В будущем мы освоим ближайшие миры, человечество будет жить на Марсе, планетах около ближайших звезд. Но дальний космос, другие галактики в силу огромных расстояний, вероятно, будут не доступны для нашей колонизации. Не захотим ли мы отправить туда зонды-сеятели, чтобы через тысячи, а может быть, и миллионы лет странствий по Вселенной они нашли там планету, пригодную для жизни, и создали основу для зарождения жизни. Поучаствовали в терраформировании безжизненных миров, посеяли там «семена жизни», контролировали эволюцию и довели ее до появления способных к созданию цивилизации форм жизни. Либо, обнаружив там жизнь, способствовали бы ее эволюционному развитию до разумных форм.

А теперь представим, что эта идея уже пришла кому-то в голову. Ну, например, жителям звездной системы Бета Гончих Псов. Если там таковые есть. Эта звезда – аналог Солнца, она старше нашей примерно на 700 млн лет и находится на расстоянии каких-то 27 световых лет от нас. И пришла им эта идея в голову 2,5–3 миллиона лет назад. Это как раз время появления первого из рода Homo – Homo habilis. Человека умелого, взявшего в руки орудия труда и сделавшего первый шаг по пути подчинения себе природы.

© blogspot.ru

Это просто иллюстрация, но если мы предполагаем, что где-то во Вселенной есть и другая разумная жизнь, то вряд ли стоит опровергать то, что она может стремиться распространить себя в космосе. А тем более, что мы можем быть всего лишь ее «детьми». В ближайшее время доказательств этому мы не найдем. А если и найдем, то вряд ли примем. Но есть некоторые интересные факты, или, правильнее будет сказать, утверждения некоторых исследователей, которые вполне могут вписаться и в эту теорию.

Так, например, Милтон Уэйнрайт, астробиолог из Университета Шеффилда, заявляет, что он и его коллеги обнаружили в верхних слоях атмосферы нашей планеты титановые шарики-микрозонды. По его предположению, они наполнены микроорганизмами внеземного происхождения. Конечно, Nature и Science не рискнули публиковать статью о его открытии. Но она вышла в других менее известных журналах. По предположению Уэйнрайта, принесены они могли быть как кометами, так и метеоритами. ДНК биоматериала в сферах и сами сферы планируется подробно изучить. Об этом заявил профессор Чандра Викрамасингх, британский физик, астроном и астробиолог, один из ведущих ученых, развивающих гипотезу панспермии и редактор журнала, в котором и была опубликована статья Уэйнрайта.