Аномальные количества железа на Луне указали на неточности в гипотезах о ее появлении — Naked Science

Дно глубоких лунных кратеров обнажает породы с повышенным содержанием тяжелых металлов, что не соответствует принятым сегодня взглядам на происхождение спутника.

©Michael Elser, University of Zurich

Согласно наиболее авторитетной сегодня модели, Луна образовалась в результате столкновения молодой Земли с небесным телом, Тейей, размерами примерно с Марс. Удар поднял в воздух огромные массы материала из коры и верхней мантии, часть из них оказалась на орбите и со временем сформировала спутник. Однако новая работа, результаты которой представлены в журнале Earth and Planetary Science Letters, заставляет задуматься о том, что версия нуждается в уточнении.

Эссам Хегги (Essam Heggy) и его коллеги, работающие с зондом NASA LRO, исследовали состав пыли на дне лунных кратеров, обнаружив, что в них содержится куда больше оксидов металлов (в основном железа и титана), чем в верхних слоях Земли. Более того, ученые заметили, что чем больше и глубже кратер, тем значительнее присутствие металлов: по их мнению, это может указывать на то, что на глубине железа становится еще больше.

В результате в целом разница между земной литосферой и верхней мантией и Луной может быть куда заметнее, чем считалось до сих пор. Это и заставляет задуматься над тем, откуда спутник мог получить дополнительные количества железа. Возможно, создавшее его столкновение было куда катастрофичнее, чем мы думали, и разрушения достигли внутренних, более богатых железом недр планеты.

Кроме того, удар мог произойти раньше в истории Земли, когда она еще недостаточно остыла и верхние расплавленные слои содержали больше металлов. Наконец, не стоит отбрасывать и альтернативные гипотезы о происхождении Луны: например, из газопылевого «бублика», в который превратило Землю древнее столкновение. В конце концов, в недрах спутника до сих пор могут сохраняться останки гипотетической Тейи — они вполне способны добавлять Луне тяжелого железа.