9 августа
8 420

Одной из причин катастрофы бронзового века могли стать эпидемии

4.7

Международная группа ученых пришла к выводу, что причиной упадка цивилизаций Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья в бронзовом веке могли быть болезни, в том числе чума. При этом «древние» штаммы чумной палочки, вызывающей это заболевание, отличались от тех, что погубили население Европы в Средние века.

Катастрофа бронзового века: движения и конфликты / ©Википедия

Катастрофой — или коллапсом — бронзового века археологи и историки называют переход от бронзового к железному веку на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье (куда входили территории Леванта, Малой Азии и Греции). Смена эпох в этом регионе была связана с глобальными изменениями в общественном укладе, утратой многих культурных традиций, например письменности. Были разрушены крупные государства и многие города.

Причины катастрофы бронзового века до конца не ясны. Как правило, ученые говорят о комплексе факторов, среди которых — тектоническая активность, засухи, набеги кочевников, системный кризис и так далее. В более ранней своей работе группа исследователей из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка (Германия), Британской школы в Афинах (Греция) и Университета Темпл (США) показала, что две цивилизации бронзового века — Древнее Египетское царство и Аккадская империя — испытали внезапное сокращение численности населения несколько тысяч лет назад. Ученые предположили, что к упадку эти государства привело среди прочих неизвестных причин изменение климата.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Current Biology, авторы пришли к выводу, что еще одним фактором могли стать эпидемии. Работа основывается на анализе останков из пещеры Хагиос Хараламбос, расположенной на плато Лассити на Крите (Греция). Пещера уникальна тем, что содержит множество хорошо сохранившихся останков людей, похороненных там в период примерно с 2290 по 1909 год до нашей эры. Помимо костей, отлично сохранились зубы покойных, которые в числе прочего анализировали ученые.

Изучив патогены во рту древних жителей Крита, исследователи обнаружили ДНК Yersinia pestis — бактерии, вызывающей чуму, а также патогена Salmonella enterica, возбудителя брюшного тифа. Примечательно, что штамм чумы был совсем не тем, который опустошил большую часть Европы в Средние века.

То же самое касается выявленного штамма бактерии брюшного тифа — он тоже исчез. Поэтому доподлинно узнать, вызывали ли эти патогены смертельные эпидемии, нельзя. Тем не менее, по мнению ученых, их открытие — повод задуматься о том, что одной из причин упадка древних цивилизаций могли быть болезни. В дальнейшем они намерены подробнее изучить этот вопрос.