1 апреля
Александра Медведева
18 144

Генетическое исследование позволило проследить 5000-летнюю историю населения Синьцзяна

4.4

Ученые восстановили историю населения Синьцзяна — региона на северо-западе Китая, который находился на перекрестье культур Восточной и Западной Азии. Для этого исследователи проанализировали геномы 200 жителей Синьцзяна, останки которых были обнаружены на территории 39 археологических памятников, самые ранние из них датированы началом бронзового века.

Регион Синьцзян находится на северо-западе Китая. Благодаря расположению на Шелковом Пути на его территории происходил непрерывный культурный обмен между Восточной и Западной Азией. Однако смешение разнообразных групп населения Синьцзяна имеет еще более древнюю историю. Так, предполагается, что обнаруженные там мумии бронзового века имеют западные черты, а тексты V века написаны на тохарском языке, принадлежащем к мертвой индоевропейской языковой группе.

Теперь ученые из Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных Китайской академии наук исследовали геномы 201 жителя Синьцзяна, чьи останки были обнаружены на территории 39 археологических памятников. С помощью масштабного полногеномного анализа исследователи смогли проследить 5000-летнюю историю этого региона. Результаты их работы опубликованы в журнале Science.

История заселения Синьцзяна в бронзовом веке стала ключом к пониманию более поздней динамики населения региона. Ранее высказывались предположения, что первые люди на территории Синьцзяна происходили из западных степных районов или же были как-то связаны с населением Центральной Азии. Ученые выявили генетическое сходство первых жителей Синьцзяна с обеими группами, однако, кроме того, они имели родство с местной популяцией, проживавшей на этой территории около 25 тысяч лет назад.

В более позднем бронзовом веке произошел приток новых генов от западных популяций, в том числе андроновской культуры, а также от жителей Восточной и Центральной Азии. Это говорит о взаимодействии людей Синьцзяна с населением Средней Азией через Внутренний азиатский горный коридор. Некоторые жители Синьцзяна демонстрировали родство с афанасьевской культурой. Прибытие этих индоевропейцев могло сыграть роль в распространении в Синьцзяне тохарского языка — самого восточного из индоевропейских. Появление этих языков в Синьцзяне одновременно с их проникновением в Западную Европу объясняет распространение индоевропейской языковой семьи, которая сегодня имеет наибольшее число носителей.

В железном веке в Синьцзян продолжили прибывать люди из различных регионов Азии, их происхождение было еще разнообразнее и включало даже материковую Восточную Азию. Народ Синьцзяна железного века показал также родство с народом Хунну, империей Хань и кочевниками саками. Наличие последних в генетической истории Синьцзяна помогает датировать и появление в регионе индоиранских языков. Ученые также показали, что, несмотря на многочисленные культурные сдвиги, генетический профиль населения Синьцзяна железного века прослеживается и у некоторых его современных жителей.