Жители бронзового века торговали продуктами на большие расстояния — Naked Science

Жители бронзового века торговали продуктами на большие расстояния

4.2

Археологи выяснили, что экзотические азиатские специи достигли Средиземноморья более трех тысяч лет назад, то есть намного раньше, чем полагали до этого.

В бронзовом веке торговля продуктами шла на большие расстояния / ©Getty images

Исследование опубликовано в журнале PNAS. Торговля на дальние расстояния через Евразию играла важную роль в соединении отдаленных сообществ на протяжении всей письменной истории. При этом покупку и продажу шелка и пряностей можно назвать символом ранней глобализации.

Известно, что в бронзовом веке между государствами уже активно шла торговля, например, животными или гончарными и металлическими изделиями. Прямые свидетельства о торговле кулинарными и хозяйственными растениями более ограниченны (хотя они есть), поскольку это весьма скоропортящийся продукт.

Международная команда ученых проанализировала зубной камень на человеческих останках из двух археологических памятников — Мегиддо, крупного городского центра Южного Леванта среднего и позднего бронзового века, и кладбища раннего железного века Тель-Эрни (Израиль). Скелеты из первого памятника, как полагают специалисты, принадлежат людям с высоким социальным статусом, из второго — скорее всего, сельскому населению. Всего авторы работы исследовали зубы 16 человек.

И на всех обнаружили изобилие растительных остатков в зубном камне. Часть специалисты отнесли к пшенице и другим злакам, часть — к кунжуту, финикам, сое, куркуме и, вероятно, банану. А ведь последние три продукта, как полагали ранее, появились здесь намного позже — через века или даже тысячелетия (изначально бананы одомашнили в Юго-Восточной Азии). Правда, остатки банана обнаружили в зубном камне лишь у одного человека, поэтому не исключено, что часть своей жизни он прожил в Юго-Восточной Азии.

Микроскопические остатки пищи в зубном камне из памятников Мегиддо и Тель-Эрани / ©www.pnas.org

Однако, если другие продукты попали в Левант из Азии, что могло помешать сделать это бананам? Результаты исследования, по мнению археологов, можно назвать прямым доказательством того, что уже во втором тысячелетии до нашей эры существовала процветающая торговля экзотическими специями, маслами и фруктами на дальние расстояния. Ученые полагают, что торговые пути связывали Южную Азию и Левант через Месопотамию и Египет.