Определен возможный ген, ответственный за атрофию мышц в условиях низкой гравитации — Naked Science

4.5

Исследователи из Японии отправили мышей в космос, чтобы изучить влияние гравитации на мышцы и их истощение на молекулярном уровне, и определили потенциального кандидата на роль гена, который влияет на атрофию мышц в условиях невесомости.

Определен возможный ген, ответственный за атрофию мышц в условиях низкой гравитации / ©Getty images

Результаты работы опубликованы в журнале Sientific Reports. Освоение космоса привело к огромному количеству научных и технических достижений, но они обходятся дорого космонавтам, поскольку человеческий организм не адаптирован к условиям невесомости. Чтобы лучше приспособить к ним организм, необходимо знать, какие именно процессы происходят в мышцах при нахождении в невесомости.

Традиционные исследования, изучающие влияние низкой силы тяжести на мышечную массу и ее функционал, изучали наземную контрольную группу, данные по которой сравнивали с группой, находящейся в космосе. Исследователи из Университета Цукубы (Япония) пошли другим путем и сравнили влияние гравитации на мышей, находившихся в одинаковых условиях, в том числе во время запуска в космос и при приземлении.

Две группы грызунов (по шесть штук в каждой) содержались на борту МКС в течение 35 дней. Первая подвергалась воздействию искусственной гравитации, а другая — микрогравитации. Все мыши выжили по возвращении на Землю, и команда сравнила влияние различных бортовых сред на скелетные мышцы, точнее — на их волокна.

Результаты показали, что искусственная гравитация предотвращает изменения, наблюдаемые у мышей в условиях микрогравитации, включая мышечную атрофию и изменение экспрессии генов. Кроме того, ученым удалось идентифицировать ген Cang1, который, возможно, играет функциональную роль в атрофии мышечной трубки.