11.04.2013
Редакция Naked Science
4 630

Легенда о «Хаббакуке»: несбывшаяся мечта гигантского авианосца

3.9

Во время вооруженных конфликтов можно наблюдать в том числе и значительный технический прогресс. Стремление к победе дает невероятный стимул к созданию порой безумных изобретений. Вторая мировая война не стала исключением. О некоторых ее изобретениях многие даже не слышали. Взять хотя бы взрывающихся крыс – идея британцев, наделавшая много шума среди германских нацистов, или советских «противотанковых» собак-самоубийц, вызвавших у немецких солдат нелюбовь ко всем собакам. Технические творения, созданные в начале 40-х годов XX века, можно перечислять долго: железнодорожные пушки «Дора» и «Густав», игрушки Хобарта, радиоуправляемая планирующая бомба Henschel HS 293.

авианосец хаббакук
©Wikipedia

Но есть такие проекты, которые стали легендой, несмотря на то, что им даже не довелось поучаствовать в боях. Речь идет об изобретении англичанина Джеффри Пайка, которое так и не удалось воплотить в жизнь, – гигантском ледяном авианосце «Хаббакук».

Спасительная идея гигантского военного авианосца

©unionvgf.com

Проект «Хаббакук» зародился в годы Второй мировой войны. Фашистская армия фактически блокировала Великобританию, отрезав ее от всего остального мира. Германские субмарины перехватывали атлантические конвои кораблей, которые подвозили нужные припасы к острову, с помощью подводных лодок. Самолеты могли сопровождать корабли только до середины Атлантического океана. К осени 1942 года потери выросли настолько, что Британские острова оказались на грани голода.  Именно в это время появилась спасительная идея создания корабля-авианосца изо льда и древесных опилок. Автором проекта гигантского ледяного авианосца «Хаббакук» принято считать британского инженера и ученого Джеффри Пайка. 

Безумный гений Джеффри Пайк

©over-blog.com

Лондонская газета «Таймс» когда-то назвала Пайка одной из самых ярких и неординарных фигур в новейшей истории Великобритании. И он поистине заслужил эту славу. Когда грянула Первая мировая, юный Пайк бросил престижный Кембридж и с фальшивым паспортом проник в Германию, откуда на свой страх и риск собирался отсылать в Лондон разведдонесения. Уже через неделю шпиона-любителя арестовали и упрятали в расстрельный блок берлинской тюрьмы Рулебен. Там он едва не умер от пневмонии, но сумел совершить фантастический побег и вернуться на родину. Он буквально фонтанировал идеями. Мысль о создании гигантского авианосца изо льда, по одной из версий, пришла ему в голову на больничной койке в психиатрической больнице. Изобретатель отправил свою идею лорду Луи Маунтбеттену – штабному руководителю комбинированных операций. Маунтбеттен был впечатлен необычным проектом Пайка и решил, что его идея нуждается в разработке.

Ледяному «пророку» дали путевку в жизнь

©flickr.com

Название этому проекту Джеффри Пайк дал в честь пророка Аввакума. Также Хаббакуком называют божество криннского пантеона – доброго бога моря и живой природы. Материал, из которого планировалось построить «Хаббакук», был назван в честь его изобретателя – «пайкерит» и состоял из смеси 86% льда и 14% древесных опилок. 

Планировалось построить проектное судно длиной 600 м, шириной 90 м и высотой 200 м. Он должен был обеспечить базирование не менее чем 500 самолетов. Его корпус должен был иметь толщину более 12 метров, что делало бы его неуязвимым для снарядов и торпед. Внутри авианосца было предусмотрено громадное пространство из ангара и жилых помещений для 3590 моряков и летчиков. Двигаться «Проект Аввакум» должен был благодаря 26 моторным гондолам, вмороженным в борта. При этом максимальная скорость бы составила 7 узлов.

По расчетам канадских инженеров, на постройку корабля предполагалось затратить 300 тыс. тонн древесных стружек, 25 тыс. тонн огнеупорных веществ, 35 тыс. тонн древесины и 10 тыс. тонн стали. Расчетная цена – всего лишь около 700 тыс. фунтов. Согласно предположениям канадцев, корабль мог бы быть полностью готов к 1944 году.

Конец проекта «Хаббакук»

Авианосец Habakkuk в представлении художника. Допущены некоторые вольности: корпус построен изо льда, а не из пайкрита, а размеры позволяют обеспечивать взлет тяжелых бомбардировщиков. / amusingplanet.com

В феврале 1943 года началось строительство 19-метрового прототипа корабля на канадском озере Патриция, а в августе 1943 года он уже был представлен союзникам. Осенью 1943 года было выбрано место его сборки – залив Айленд на западе канадского Ньюфаундленда.

Однако внезапно эпопея с «ледяным пророком» закончилась. Поздней осенью 1943 года американцы ввели в эксплуатацию стратегическую авиабазу в исландском Кеблавике, которая полностью изменила расстановку сил в Северной Атлантике. В это же время у союзников появились новые самолеты дальнего радиуса действия, способные контролировать пространство от Ла-Манша до экватора, а боевые корабли стали оснащать противолодочными сонарами и радарами. Гигантский «Хаббакук» стал просто не нужен.

В итоге в декабре 1943 года «Проект Аввакум» был отменен. Интересно, что 19-метровый прототип корабля в Канаде таял на протяжении трех лет. На озере Патриция стоит памятная доска об испытаниях столь экстравагантного проекта.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Вчера, 12:19
Илья Ведмеденко

В конце 2021 года российским ВКС передали два новых Су-57. О поставке первого серийного истребителя пятого поколения сообщили в 2020-м.

Позавчера, 11:11
ТГУ

Ученые факультета физической культуры Томского государственного университета в рамках гранта, поддержанного РНФ, исследуют особенности механизма усвоения глюкозы при сахарном диабете второго типа. Для этого был организован масштабный четырехмесячный эксперимент на 240 мышах, подобного которому в мире еще никто не проводил. Животные с искусственно сформированным диабетом подвергались физической нагрузке. Установлено, что вечерние тренировки лучше снижали вес мышей мышей, а утренние – приводили к уменьшению уровня глюкозы. Предположительно, фактором, стимулирующим утилизацию глюкозы, выступил стресс. Ученые намерены проверить эту гипотезу.

Вчера, 09:00
Оксана Шолохова

Как показали американские ученые, убеждение в том, что человек работает со своими сильными сторонами, существенно влияет на успешность регуляции настроения.

Позавчера, 11:11
ТГУ

Ученые факультета физической культуры Томского государственного университета в рамках гранта, поддержанного РНФ, исследуют особенности механизма усвоения глюкозы при сахарном диабете второго типа. Для этого был организован масштабный четырехмесячный эксперимент на 240 мышах, подобного которому в мире еще никто не проводил. Животные с искусственно сформированным диабетом подвергались физической нагрузке. Установлено, что вечерние тренировки лучше снижали вес мышей мышей, а утренние – приводили к уменьшению уровня глюкозы. Предположительно, фактором, стимулирующим утилизацию глюкозы, выступил стресс. Ученые намерены проверить эту гипотезу.

17 января
Сергей Васильев

Новые измерения свойств минерала из глубоких слоев мантии показали, что ядро планеты теряет тепло в полтора раза активнее, чем полагали до сих пор.

Вчера, 12:19
Илья Ведмеденко

В конце 2021 года российским ВКС передали два новых Су-57. О поставке первого серийного истребителя пятого поколения сообщили в 2020-м.

26.12.2021
Александр Березин

Российская тяжелая ракета имеет все шансы взлететь после Starship, хотя ее начали создавать на 20 лет раньше, да и по параметрам она радикально уступает детищу Илона Маска. Попробуем разобраться, почему любая попытка создать классическую ракету в наши дни — пустая трата времени и средств. А заодно дать ответ на вопрос, какую космическую ракету на самом деле стоит создавать России.

12 января
Алиса Гаджиева

Дополнительное исследование вулканических пород формации Кибиш в Эфиопии изменило датировку найденных там костей Homo sapiens.

Позавчера, 11:11
ТГУ

Ученые факультета физической культуры Томского государственного университета в рамках гранта, поддержанного РНФ, исследуют особенности механизма усвоения глюкозы при сахарном диабете второго типа. Для этого был организован масштабный четырехмесячный эксперимент на 240 мышах, подобного которому в мире еще никто не проводил. Животные с искусственно сформированным диабетом подвергались физической нагрузке. Установлено, что вечерние тренировки лучше снижали вес мышей мышей, а утренние – приводили к уменьшению уровня глюкозы. Предположительно, фактором, стимулирующим утилизацию глюкозы, выступил стресс. Ученые намерены проверить эту гипотезу.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: