Состояние и перспективы украинских ВВС — Naked Science
15 минут
Редакция

Состояние и перспективы украинских ВВС

4.0

Сегодня мы поговорим о том, какие ВВС есть у Украины. Это государство до сих пор имеет в своем распоряжении такие самолеты, как МиГ-29 и Су-27.

ВВС Украины
©Wikipedia

Как все начиналось

В одном из наших прошлых материалов мы уже затрагивали тему, касающуюся состояния ВВС Турции и Воздушно-космических сил России. Сейчас пришла очередь проанализировать положение украинских ВВС. Тем более, что они использовались на Донбассе на первом этапе конфликта.

Среди украинских патриотов популярен тезис, будто после распада СССР «технику поделили несправедливо». Но это, мягко говоря, не совсем так. После краха Советского Союза Украине отошел огромный воздушный флот, который насчитывал около 2800 самолетов и вертолетов, входивших в состав четырех армий. Среди них было около 300 истребителей МиГ-29 и Су-27 (разных модификаций), 200 фронтовых бомбардировщиков Су-24, 50 штурмовиков Су-25. Общее число ударных вертолетов Ми-24 составляло чуть меньше 300. Украине также досталась воздушная флотилия, состоящая из 19 стратегических бомбардировщиков Ту-160 – это больше, чем состоит сейчас на вооружении России. Часть этих машин, кстати, Украина передала РФ в счет погашения долга за газ.

В целом, украинский авиапарк тех лет был весьма современным. Он вполне соответствовал уровню страны, которая претендовала на звание региональной державы. Более того, такой авиапарк был даже избыточен. Украине, например, были не нужны дорогие «стратеги» Ту-160, да и дальние бомбардировщики Ту-22 (их насчитывалось порядка 80) едва ли могли пригодиться.

Ту-160 ВВС Украины / ©Wikimedia

Реалии нашего времени

За годы независимости военный авиапарк Украины не просто сократился – он фактически перестал существовать. Сейчас из боевых самолетов в составе ВВС находятся примерно несколько десятков истребителей Су-27 и МиГ-29, пара десятков штурмовиков Су-25 и малое число фронтовых бомбардировщиков Су-24М. Все эти машины, как мы уже говорили, можно было считать современными в начале 90-х, но сейчас они безнадежно устарели. Примечательно, что комплексной модернизации за годы независимости не подвергался ни один украинский боевой самолет. И ни один новый не был куплен. Даже война на востоке Украины не побудила руководство страны всерьез заняться данными вопросами.

Справедливости ради надо сказать, что некоторые шаги в этом направлении военное руководство все-таки сделало. Так, ВВС передали модернизированный по принципу «цена-качество» самолет Су-25М1. В сравнении с базовым Су-25 он получил спутниковую навигацию, новую систему воздушных сигналов, модернизированную радиостанцию и современные счетчики прицела. В то же время модернизация Су-27 до уровня Су-27М1 дала летчикам обновленный комплекс защиты машины в воздухе.

Однако ни Су-25М1, ни Су-27М1 принципиально новых возможностей не получили. Более того, они даже не дотягивают до уровня модернизированных российских Су-25СМ и Су-27СМ. Последний создатели хотя бы наделили опциональной возможностью поражать наземные цели новым управляемым оружием. Но у ВВС Украины таких вооружений просто нет.

Су-27 / ©Militaryreview

«Длинная рука» авиации

В странах постсоветского пространства вообще очень остро стоит проблема новых АСП (авиационных средств поражения). Даже Россия с ее возросшим потенциалом и началом масштабных поставок новой авиатехники оказалась неспособной обеспечить свои ВКС нужным количеством современных управляемых бомб и ракет. В случае же с Украиной такой вопрос даже не рассматривался на серьезном уровне.

В арсенале украинских ВВС остались те же самые АСП, которые были в распоряжении Советского Союза. Это ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» Р-27, ракеты малой дальности Р-73, неуправляемые бомбы и неуправляемые ракеты. Скорее всего, в наследство от СССР Украине перешло и некоторое количество тактических ракет класса «воздух-поверхность» Х-25, но они давно не соответствуют требованиям нашего времени. Да и срок хранения изделий, скорее всего, истек.

Косвенно крайнюю отсталость украинских ВВС доказывает конфликт на Донбассе. За время войны Украина потеряла пять штурмовиков Су-25, два бомбардировщика Су-24, два истребителя МиГ-29, четыре ударных вертолета Ми-24, а также военно-транспортные самолеты. Через несколько месяцев войны Украина вообще перестала использовать боевые самолеты и вертолеты в зоне конфликта. К тому моменту у ополченцев уже были переносные зенитные ракетные комплексы, и выполнение ударных задач превратилось для украинских летчиков в чистой воды самоубийство.

Не имея управляемого вооружения «воздух-поверхность», пилот штурмовика Су-25 должен визуально выявить цель и сбросить неуправляемые АСП на минимальном расстоянии от объекта. Но за время подлета и прицеливания он уже несколько раз будет сбит. Эта же проблема предстала и перед пилотами ударных вертолетов, которые использовали в основном неуправляемые ракеты. Для справки: дальность поражения современного ПЗРК «Верба» достигает 6,4 км. Летчику, чтобы выпустить по цели неуправляемые ракеты, нужно подойти к ней как можно ближе. Так что результат вылета будет вполне предсказуемым.

Без управляемых бомб и ракет, позволяющих действовать вне зоны досягаемости зенитных средств противника, боевая авиация эффективно использоваться уже не может. И применение украинских самолетов и вертолетов в ходе военных действий на востоке страны это подтвердило.  

Штурмовики Су-25 ВВС Украины / ©Cdn

Будущее ВВС Украины

Перспективы ВВС Украины, как можно догадаться, очень туманные. Сейчас самым рациональным решением видится модернизация части боевых машин. Некоторые боеспособные самолеты и вертолеты еще можно модернизировать, но ресурс большинства уже почти исчерпан. С учетом того, что они далеко не всегда ремонтировались и имели надлежащий уход, глубокая модернизация всего авиапарка может оказаться пустой тратой денег.

В условиях непростых отношений с РФ Украина лишена возможности закупать новую относительно недорогую авиатехнику. Выходом может стать Китай, хотя боевые самолеты Поднебесной проигрывают по качеству не только западным, но и российским аналогам. Из европейских/американских машин можно обратить внимание на легкие многофункциональные истребители JAS 39 Gripen, являющиеся самыми дешевыми из европейских истребителей четвертого поколения. Правда, к моменту поставок этих самолетов украинским ВВС (если это, конечно, случится) у России на вооружении уже будет истребитель пятого поколения Т-50, а Турция и Польша могут получить в свое распоряжение новейшие американские F-35. Так что закупка JAS 39 с его ограниченными возможностями выглядит разве что временной мерой.

Украина также может поучаствовать в создании турецкого истребителя пятого поколения TF-X. При условии, конечно, что турки согласятся и что этот проект вообще получит путевку в жизнь. Все-таки для Турции, которая никогда не строила боевые самолеты с нуля, этот проект – большой риск. На Украине тоже отсутствует полный цикл сборки боевых самолетов и вертолетов. Есть, конечно, предприятие «Антонов», которое может строить единичные экземпляры военно-транспортных машин. Еще имеется «Мотор Сич», которая специализируется на создании двигателей и периодически предлагает свои варианты модернизации старой техники. Недавно, например, в компании презентовали многоцелевой вертолет Ми-2МСБ-В, выполненный на базе старого советского Ми-2. Эта же база (а вернее, ее польский вариант PZL W-3 Sok??) послужила основой для еще одной разработки «Мотор Сич» – вертолета МСБ-6 «Атаман». А вот одесская компания «ЮМИК Аэроспейс», разрабатывавшая легкие вертолеты, учебные самолеты и БПЛА, по неподтвержденным данным, переехала в Россию. Так что руководству страны неразумно возлагать большие надежды на украинский ВПК.

Представленный “ЮМИК АЭРОСПЕЙС” штурмовик SM 33 / ©Milnavigator

Как бы там ни было, Украина вряд ли может позволить себе закупки иностранной авиатехники. Страна едва сводит концы с концами, обеспечивая текущее плачевное состояние Вооруженных сил: средств на закупку новой техники фактически нет, как не было их и раньше. Чтобы в корне изменить бедственное положение армии, придется увеличить военный бюджет во много раз, а кроме того, призвать на помощь экспертов высокого уровня, которые помогут реформировать Вооруженные силы. Без всего этого ВВС Украины перестанут существовать уже в ближайшие несколько лет.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
5 марта
5 минут
Илья Ведмеденко

Согласно решению Арбитражного суда Амурской области, строительство стартового комплекса «Ангара» на Восточном должны приостановить. Напомним, стартовый стол создают под тяжелую ракету «Ангара-А5», которую хотят применить для испытаний космического корабля нового поколения.

5 марта
7 минут
Василий Парфенов

С момента появления систем автономного вождения многие задавались вопросом: а как они будут выглядеть в идентичных условия? К счастью, у нас наконец-то появилась возможность сравнить два самых известных автомобильных автопилота: системы разработки Tesla и Waymo — дочерней структуры Alphabet, владеющей Google. Машины проехали по одному маршруту, но сделали это совершенно по-разному, что весьма удивляет.

Позавчера, 15:24
9 минут
Мария Азарова

По числу одобривших его использование стран российский препарат обогнал даже так называемого фаворита Запада — вакцину от Pfizer и BioNTech.

5 марта
5 минут
Илья Ведмеденко

Согласно решению Арбитражного суда Амурской области, строительство стартового комплекса «Ангара» на Восточном должны приостановить. Напомним, стартовый стол создают под тяжелую ракету «Ангара-А5», которую хотят применить для испытаний космического корабля нового поколения.

5 марта
7 минут
Василий Парфенов

С момента появления систем автономного вождения многие задавались вопросом: а как они будут выглядеть в идентичных условия? К счастью, у нас наконец-то появилась возможность сравнить два самых известных автомобильных автопилота: системы разработки Tesla и Waymo — дочерней структуры Alphabet, владеющей Google. Машины проехали по одному маршруту, но сделали это совершенно по-разному, что весьма удивляет.

Позавчера, 15:24
9 минут
Мария Азарова

По числу одобривших его использование стран российский препарат обогнал даже так называемого фаворита Запада — вакцину от Pfizer и BioNTech.

26 февраля
10 минут
Василий Парфенов

Даже при разработке точнейших научных инструментов случаются разные технические сюрпризы — и хорошо, если приятные. К счастью, именно так вышло на этот раз. Ученые получили очередную порцию данных с космического аппарата Parker Solar Probe и здорово удивились. На сделанном в оптическом диапазоне снимке ночной стороны Венеры видны детали поверхности, обычно скрытые плотными облаками. Теперь предстоит решить загадку: либо камера оказалась чувствительна к инфракрасному диапазону излучения, либо случайно обнаружилось «окно» для наблюдений через атмосферу этой планеты.

21 февраля
20 минут
Василий Парфенов

Кого и что только ни успели уже обвинить в технологической катастрофе, которая произошла на этой неделе в США. Но эмоции плавно оседают, и начинают появляться первые результаты разбирательства. А они порой вызывают искреннее недоумение, честно говоря.

15 февраля
9 минут
Василий Парфенов

Новость, которую странно публиковать на серьезном научно-популярном портале, но от реальности не убежишь. Уфологи всего мира могут радоваться: американские военные официально признали, что изучали места крушения НЛО и в их распоряжении есть некие аномальные объекты, свойства которых выходят за рамки известных науке материалов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: