30.11.2018
Редакция Naked Science
10
758

Медаль за секретную операцию: шведские пилоты спасли SR-71 от истребителей СССР

Четырем офицерам ВВС Швеции вручили награды ВВС США за миссию времен холодной войны, которая десятилетиями оставалась секретной.

sr-71-lasre
©Wikipedia

Американские самолеты-разведчики славились своей «неуязвимостью». Достаточно вспомнить легендарный U-2, который долгие годы безнаказанно летал над СССР, пока его не сбили 1 мая 1960 года.

 

Однако есть один разведчик, который вообще никто и никогда не сбивал. Речь идет о Lockheed SR-71 Blackbird. Из-за высочайшей скорости и большой высоты полета эта удивительная машина могла уйти практически от любой ракеты.

 

Обратной стороной SR-71 были крайняя дороговизна и сложность в эксплуатации. Часто американцы сталкивались с отказами тех или иных систем. Именно это произошло в 1987 году. К счастью для США, на выручку пришли шведские летчики. Двадцать восьмого ноября 2018 года им вручили медали американских Военно-воздушных сил.

 

Летчики, спасшие SR-71, (слева) и Том Вельтри (справа) / ©popularmechanics

 

В тот день американские пилоты Дуэйн Нолл (Duane Noll) и Том Вельтри (Tom Veltri) выполняли разведывательную миссию над Балтийским морем, когда внезапно вышел из строя правый двигатель SR-71. За несколько минут самолет снизился с 22 тысяч метров до шести тысяч, замедлившись с 3000 до 700 километров в час. Разведчик отклонился от курса и оказался над островом Готланд.

 

СССР отправил на перехват SR-71 истребители: по данным, летчики получили приказ стрелять или заставить его сесть. С учетом отказа двигателя, очевидно, их миссия могла завершиться успешно.

 

Вскоре американские пилоты увидели в небе две точки, но это оказались не советские, а шведские истребители JA 37 Viggen, которыми управляли пилоты Роджер Мёллер (Roger Möller) и Кристер Сёберг (Krister Sjöberg). Они сопроводили самолет, затем истребителям потребовалась дозаправка, так что на смену пришли еще два «Виггена», которые пилотировали Ларс-Эрик Блад (Lars-Eric Blad) и Бо Игнелл (Bo Ignell). Впоследствии разведчик успешно достиг датского воздушного пространства, а сам инцидент десятилетиями считался секретным.

 

Saab 37 Viggen / ©SAAB

 

Вышеупомянутая дороговизна разведчика и стремительное развитие ракетных технологий побудили Америку отказаться от Lockheed SR-71 Blackbird в 1998 году. К тому времени было произведено 32 таких самолета. Увидеть машины вживую можно во многих американских музеях.

 

Другой легендарный американский самолет задержался на военной службе. Несмотря на официальный вывод из эксплуатации, малозаметные ударные Lockheed F-117 Nighthawk продолжают свои полеты на секретной авиабазе Тонопа в Неваде.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
24 января
Сколтех

Коллектив ученых из Сколтеха — аспирант Егор Нужин, доцент Максим Панов и профессор Николай Бриллиантов — при помощи методов искусственного интеллекта объяснили таинственное поведение, характерное для ряда животных, — кружение.

Вчера, 16:42
Илья Ведмеденко

Украина, вероятно, потеряла недавно запущенный космический аппарат «Сич-2-30». Пока с ним нет устойчивой связи — или совсем никакой.

Вчера, 13:43
Александр Березин

Пока Германия закрывает свои последние реакторы, КНР планирует ввести 150 новых атомных энергоблоков в ближайшие 15 лет. И часть из них будет вырабатывать совсем не электричество, а нечто, многократно более востребованное нашей цивилизацией: тепло. На отопление человечество тратит намного больше энергии, чем на электроэнергетику, а отапливаться от солнечных батарей и ветряков не выйдет наверняка. Несколько процентов от выработки электроэнергетики и сегодня уходят на отопление — но более 90% нужды в тепле покрывает не она, а обособленная от нее теплоэнергетика, в виде котельных в жилых кварталах и газовых котлов в отдельно стоящих домах. Заменить эти источники одной электроэнергией невозможно: от нее тепло будет выходить в несколько раз дороже.

24 января
Сколтех

Коллектив ученых из Сколтеха — аспирант Егор Нужин, доцент Максим Панов и профессор Николай Бриллиантов — при помощи методов искусственного интеллекта объяснили таинственное поведение, характерное для ряда животных, — кружение.

21 января
Илья Ведмеденко

Заслуженные штурмовики A-10 и Су-25, которым дали прозвища «Бородавочник » и «Грач» соответственно, много десятилетий стоят на службе в Соединенных Штатах и России. Страны избрали разные подходы к модернизации этих самолетов, и сегодня Naked Science постарается понять, какой из них больше соответствует требованиям XXI века.

23 января
Илья Ведмеденко

(16) Психея – одно из самых необычных небесных тел в Поясе астероидов. Она может дать людям не только понимание о происхождении планет, но и невероятные по своим объемам ресурсы. Правда, придется подождать: миссия по исследованию астероида находится лишь в самом начале долгого и сложного пути.

12 января
Алиса Гаджиева

Дополнительное исследование вулканических пород формации Кибиш в Эфиопии изменило датировку найденных там костей Homo sapiens.

20 января
ТГУ

Ученые факультета физической культуры Томского государственного университета в рамках гранта, поддержанного РНФ, исследуют особенности механизма усвоения глюкозы при сахарном диабете второго типа. Для этого был организован масштабный четырехмесячный эксперимент на 240 мышах, подобного которому в мире еще никто не проводил. Животные с искусственно сформированным диабетом подвергались физической нагрузке. Установлено, что вечерние тренировки лучше снижали вес мышей мышей, а утренние – приводили к уменьшению уровня глюкозы. Предположительно, фактором, стимулирующим утилизацию глюкозы, выступил стресс. Ученые намерены проверить эту гипотезу.

24 января
Сколтех

Коллектив ученых из Сколтеха — аспирант Егор Нужин, доцент Максим Панов и профессор Николай Бриллиантов — при помощи методов искусственного интеллекта объяснили таинственное поведение, характерное для ряда животных, — кружение.

[miniorange_social_login]

Комментарии

10 Комментариев

02.12.2018
-
0
+
Илья. Сижу за компом дочери и увидел статью. Я дежурил в этот день на КП бригады ЗРВ остров Сааремаа.Этот случай был. СР 71 во время пролетов всегда был в 5- 10 км от гос. границы.+Всегда в б.г. ставили все дежурные дивизионы С 200 и С 75. гироскопы запускались.Возле о.Готланд разведчик завершал разворот и уходил в зону Балтийских проливов. В тот день дежурная смена и на КП бригады и на КП дивизии г. Таллинн были в недоумении и возбуждении. Скорость разведчика редко была 3000. чаще действительно 3300. Вторник и пятница- день полетов. Время- с 14.00 до 16.00.Редко когда выходили из этого графика. Много за 30 лет забыто..Сергей Медник.
    -
    0
    +
    Да-да, очередная "дочь офицера", у которой "не все так однозначно? ))) По четвергам дядя (или тётя?) с Милденхолла, обычно "дрозды" прилетали, с 13 до 16 мск. А вторник и пятница - RC-135 и "Nimrod" До обеда - один, после обеда - второй. Уж ветеран 210 зрбр на такой "мелочевке" не ошибся бы. Можно, конечно, списать на забывчивость - много времени прошло, это да. А чтобы легче "вспоминалось", вот картинка (буржуинская, заметь) со стандартным маршрутом SR-а. У "дрозда" радиус разворота с креном 35 (больше - низ-зя!) на скорости 3300- под 200 км. А дистанция торможения на 22000 - больше 100 км (меньше - тоже низ-зя). Поэтому и летал по маршруту- 2800 и не больше. Чтобы "вписаться" в балтийскую лужу и не нарушить ненароком границу, у него никак не получалось на вираже подходить 10 км к ГГ, иначе на развороте попадал ровнехонько в Готланд. ПШР, батенька, не дает соврать.
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      Очень интересные комментарии: ваши и других планшетистов. Даже интереснее для российского человека, чем сама статья. И всем тут очевидно, что вы прекрасно разбираетесь в нюансах полетов "дроздов" над балтийским морем. Но ведь текст-то не про маршрут полета или принципиальную возможность перехвата средствами ПВО, а про отказ двигателя и отклонение от маршрута! Лично я недобросовестного материала тут не вижу, но если вам есть что добавить, искренне жду следующего комментария :)
Илья,не берите в голову. Вашими собеседниками,судя по грамотности, хамоватой манере и стилю общения, являются "Соколы Жириновского".Бывает гораздо жестче!(см.Киселева,Соловьёва,Скабееву).
30.11.2018
-
0
+
Фуфлыжный писака. Фантомас( миГ-25) спокойно догонял Чернорго дрозда и по высоте и по скорости. СР никогда не залетал на территорию СССР. Углы ГДР цеплял неоднократно. как впрочем и Фантомас. Сам лично сопровождал Фантомаса по планщету на скорости 3500. Не верте Википедии.
    "спокойно догонял Чернорго дрозда" (с). Чисто гипотетически даже Як-3 в ряде случаев может догнать F-16, но это ни о чем не говорит. А теперь посмотрим более внимательно: указываемая в источниках крейсерская скорость SR-71 составляет 3300 км/ч, в то время как крейсерская скорость МиГ-25 - 2300 км/ч. Максимальные скорости сравнимы, но в этом случае имеем фантастический расход топлива. За описанный ваше инцидент ничего сказать не могу на 100%. Меня там не было.
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      "А теперь посмотрим более внимательно" = "..мы стали боле лучше одеваться" ) Педивикия, конечно, источник, еще тот! Сынок, SR не летал на крейсере 3300 никогда над Балтикой. Обычный разведполет "дрозд" делал в районе Балтики на 18-20000 м и скоростях 2500-2800. Слишком узкий коридор для пролетов и маневрирования. МиГ-25ПД 787 иап с Эберсвальде сопровождали их неоднократно и выходили на рубежи пуска Р-40. Ближе 50 км к границе СССР в восточной Балтике SR-ы не приближались, по вполне банальной причине: С-200, стоявшие на севере Польши, под Калининградом и под Лиепаей оставляли мало шансов уйти этому утюгу, если что... На Дальнем Востоке, на Северах, там - да, летал и повыше и пошустрее, потому как пространство для маневра было много. Но с принятием на вооружение МиГ-31 у нас, полеты SR-71 постепенно сошли на нет, потому как Р-33 догоняла его гарантированно, и пропал смысл использовать такую дорогущую "игрушку". Насчет приказа нашим истребителям: "сбить или заставить сесть" ты, конечно, славно пургу прогнал. Ни один командир, если не было нарушения границы, такой приказ не отдал бы, был (и есть) четкий порядок действий дежурных сил ПВО, все обозначено и расписано в приказах МО (приказы - грифованные, само-собой). Вобщем, сынок, "не умеешь петь - не пей!", займись чем-нибудь более подходящим, чем тиражирование дури в интернетиках.
        "SR не летал на крейсере 3300 никогда над Балтикой". То есть, вы лично сопровождали ВСЕ SR-71 во время ВСЕХ вылетов? Или, возможно, сами пилотировали все Blackbird-ы? )) А если серьезно, то все вопросы к командованию ВВС США, наградившему шведских летчиков.
          Однажды я вел на малом планшете СР-71. По 50 км в минуту. Высота полета -22000. Конец 1979, начало 1980 года. Зима ночные полеты, аэродром Мончегорск. МиГ 25РБ стандартный полет, так же на малом планшете 2000 км/час, высота 20000.
          -
          0
          +
          У меня претензии - к вам, как автору недобросовестно поданного материала, исказившего факты. Опыта реального сопровождения SR-71 у меня - более чем достаточно, для аргументированного возражения вам и тем, кто пытается выгораживать и защищать ваш дилетантизм. В авиации есть инструмент: инженерно-штурманский расчет полета. Вот, на досуге, возьмите расчетную линеечку, карту, с нанесенными контурами госграниц, и "поиграйте" параметрами полета "дрозда". Тогда вам сразу станет понятно, где вы - не правы, а я - прав. ЗЫ А чтобы не скучно было, вот эту книжечку почитайте, заполните пробелы в знаниях.

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: