Медаль за секретную операцию: шведские пилоты спасли SR-71 от истребителей СССР — Naked ScienceNaked Science
30.11.2018, 10:00
4 минуты
Naked Science
36

Медаль за секретную операцию: шведские пилоты спасли SR-71 от истребителей СССР

Четырем офицерам ВВС Швеции вручили награды ВВС США за миссию времен холодной войны, которая десятилетиями оставалась секретной.

sr-71-lasre

Американские самолеты-разведчики славились своей «неуязвимостью». Достаточно вспомнить легендарный U-2, который долгие годы безнаказанно летал над СССР, пока его не сбили 1 мая 1960 года.

 

Однако есть один разведчик, который вообще никто и никогда не сбивал. Речь идет о Lockheed SR-71 Blackbird. Из-за высочайшей скорости и большой высоты полета эта удивительная машина могла уйти практически от любой ракеты.

 

Обратной стороной SR-71 были крайняя дороговизна и сложность в эксплуатации. Часто американцы сталкивались с отказами тех или иных систем. Именно это произошло в 1987 году. К счастью для США, на выручку пришли шведские летчики. Двадцать восьмого ноября 2018 года им вручили медали американских Военно-воздушных сил.

 

Летчики, спасшие SR-71, (слева) и Том Вельтри (справа) / ©popularmechanics

 

В тот день американские пилоты Дуэйн Нолл (Duane Noll) и Том Вельтри (Tom Veltri) выполняли разведывательную миссию над Балтийским морем, когда внезапно вышел из строя правый двигатель SR-71. За несколько минут самолет снизился с 22 тысяч метров до шести тысяч, замедлившись с 3000 до 700 километров в час. Разведчик отклонился от курса и оказался над островом Готланд.

 

СССР отправил на перехват SR-71 истребители: по данным, летчики получили приказ стрелять или заставить его сесть. С учетом отказа двигателя, очевидно, их миссия могла завершиться успешно.

 

Вскоре американские пилоты увидели в небе две точки, но это оказались не советские, а шведские истребители JA 37 Viggen, которыми управляли пилоты Роджер Мёллер (Roger Möller) и Кристер Сёберг (Krister Sjöberg). Они сопроводили самолет, затем истребителям потребовалась дозаправка, так что на смену пришли еще два «Виггена», которые пилотировали Ларс-Эрик Блад (Lars-Eric Blad) и Бо Игнелл (Bo Ignell). Впоследствии разведчик успешно достиг датского воздушного пространства, а сам инцидент десятилетиями считался секретным.

 

Saab 37 Viggen / ©SAAB

 

Вышеупомянутая дороговизна разведчика и стремительное развитие ракетных технологий побудили Америку отказаться от Lockheed SR-71 Blackbird в 1998 году. К тому времени было произведено 32 таких самолета. Увидеть машины вживую можно во многих американских музеях.

 

Другой легендарный американский самолет задержался на военной службе. Несмотря на официальный вывод из эксплуатации, малозаметные ударные Lockheed F-117 Nighthawk продолжают свои полеты на секретной авиабазе Тонопа в Неваде.

Вчера, 21:16
3 минуты
Никита Шевцов

Перуанский богомол представляет собой первый известный пример насекомых этого семейства, который явно подражает осам.

17 октября
15 минут
Александр Березин

Астрономы рассчитали, как Сатурн захватывает тела из окружающего космоса и "вычислили" сразу десятки таких экзотических спутников, сделав самое точное предсказание в истории астрономии. Попробуем разобраться, как они это сделали.

Вчера, 21:27
3 минуты
Мария Азарова

Мертвый кит способен кормить других подводных обитателей на протяжении многих лет.

17 октября
4 минуты
Илья Ведмеденко

Согласно представленным данным, вместо космического аппарата «Космос-2535» на орбите сейчас находятся пять объектов.

16 октября
3 минуты
Никита Шевцов

Биологи обнаружили вирус, который не может самостоятельно заражать клетки. Предполагается, что он пользуется помощью других вирусов.

16 октября
2 минуты
Илья Ведмеденко

Ученые сравнили состояние мозга женщин, имеющих детей, и тех, у кого их никогда не было. Выводы оказались более чем интересны.

17 октября
4 минуты
Илья Ведмеденко

Согласно представленным данным, вместо космического аппарата «Космос-2535» на орбите сейчас находятся пять объектов.

16 октября
3 минуты
Никита Шевцов

Биологи обнаружили вирус, который не может самостоятельно заражать клетки. Предполагается, что он пользуется помощью других вирусов.

16 октября
2 минуты
Илья Ведмеденко

Ученые сравнили состояние мозга женщин, имеющих детей, и тех, у кого их никогда не было. Выводы оказались более чем интересны.

[miniorange_social_login]

Комментарии

3 Комментарий
Maria Mednik
10 месяц назад
-
0
+
Илья. Сижу за компом дочери и увидел статью. Я дежурил в этот день на КП бригады ЗРВ остров Сааремаа.Этот случай был. СР 71 во время пролетов всегда был в 5- 10 км от гос. границы.+Всегда в б.г. ставили все дежурные дивизионы С 200 и С 75. гироскопы запускались.Возле о.Готланд разведчик завершал разворот и уходил в зону Балтийских проливов. В тот день дежурная смена и на КП бригады и на КП дивизии г. Таллинн были в недоумении и возбуждении. Скорость разведчика редко была 3000. чаще действительно 3300. Вторник и пятница- день полетов. Время- с 14.00 до 16.00.Редко когда выходили из этого графика. Много за 30 лет забыто..Сергей Медник.
    Ян Голованов
    10 месяц назад
    -
    0
    +
    Да-да, очередная "дочь офицера", у которой "не все так однозначно? ))) По четвергам дядя (или тётя?) с Милденхолла, обычно "дрозды" прилетали, с 13 до 16 мск. А вторник и пятница - RC-135 и "Nimrod" До обеда - один, после обеда - второй. Уж ветеран 210 зрбр на такой "мелочевке" не ошибся бы. Можно, конечно, списать на забывчивость - много времени прошло, это да. А чтобы легче "вспоминалось", вот картинка (буржуинская, заметь) со стандартным маршрутом SR-а. У "дрозда" радиус разворота с креном 35 (больше - низ-зя!) на скорости 3300- под 200 км. А дистанция торможения на 22000 - больше 100 км (меньше - тоже низ-зя). Поэтому и летал по маршруту- 2800 и не больше. Чтобы "вписаться" в балтийскую лужу и не нарушить ненароком границу, у него никак не получалось на вираже подходить 10 км к ГГ, иначе на развороте попадал ровнехонько в Готланд. ПШР, батенька, не дает соврать.
      Николай Малков
      6 месяц назад
      -
      0
      +
      Очень интересные комментарии: ваши и других планшетистов. Даже интереснее для российского человека, чем сама статья. И всем тут очевидно, что вы прекрасно разбираетесь в нюансах полетов "дроздов" над балтийским морем. Но ведь текст-то не про маршрут полета или принципиальную возможность перехвата средствами ПВО, а про отказ двигателя и отклонение от маршрута! Лично я недобросовестного материала тут не вижу, но если вам есть что добавить, искренне жду следующего комментария :)
Ринат Абидуллин
10 месяц назад
-
0
+
Илья,не берите в голову. Вашими собеседниками,судя по грамотности, хамоватой манере и стилю общения, являются "Соколы Жириновского".Бывает гораздо жестче!(см.Киселева,Соловьёва,Скабееву).
Oleg Zorkin
10 месяц назад
-
0
+
Фуфлыжный писака. Фантомас( миГ-25) спокойно догонял Чернорго дрозда и по высоте и по скорости. СР никогда не залетал на территорию СССР. Углы ГДР цеплял неоднократно. как впрочем и Фантомас. Сам лично сопровождал Фантомаса по планщету на скорости 3500. Не верте Википедии.
    Илья Ведмеденко
    10 месяц назад
    -
    0
    +
    "спокойно догонял Чернорго дрозда" (с). Чисто гипотетически даже Як-3 в ряде случаев может догнать F-16, но это ни о чем не говорит. А теперь посмотрим более внимательно: указываемая в источниках крейсерская скорость SR-71 составляет 3300 км/ч, в то время как крейсерская скорость МиГ-25 - 2300 км/ч. Максимальные скорости сравнимы, но в этом случае имеем фантастический расход топлива. За описанный ваше инцидент ничего сказать не могу на 100%. Меня там не было.
      Ян Голованов
      10 месяц назад
      -
      0
      +
      "А теперь посмотрим более внимательно" = "..мы стали боле лучше одеваться" ) Педивикия, конечно, источник, еще тот! Сынок, SR не летал на крейсере 3300 никогда над Балтикой. Обычный разведполет "дрозд" делал в районе Балтики на 18-20000 м и скоростях 2500-2800. Слишком узкий коридор для пролетов и маневрирования. МиГ-25ПД 787 иап с Эберсвальде сопровождали их неоднократно и выходили на рубежи пуска Р-40. Ближе 50 км к границе СССР в восточной Балтике SR-ы не приближались, по вполне банальной причине: С-200, стоявшие на севере Польши, под Калининградом и под Лиепаей оставляли мало шансов уйти этому утюгу, если что... На Дальнем Востоке, на Северах, там - да, летал и повыше и пошустрее, потому как пространство для маневра было много. Но с принятием на вооружение МиГ-31 у нас, полеты SR-71 постепенно сошли на нет, потому как Р-33 догоняла его гарантированно, и пропал смысл использовать такую дорогущую "игрушку". Насчет приказа нашим истребителям: "сбить или заставить сесть" ты, конечно, славно пургу прогнал. Ни один командир, если не было нарушения границы, такой приказ не отдал бы, был (и есть) четкий порядок действий дежурных сил ПВО, все обозначено и расписано в приказах МО (приказы - грифованные, само-собой). Вобщем, сынок, "не умеешь петь - не пей!", займись чем-нибудь более подходящим, чем тиражирование дури в интернетиках.
        Илья Ведмеденко
        10 месяц назад
        -
        0
        +
        "SR не летал на крейсере 3300 никогда над Балтикой". То есть, вы лично сопровождали ВСЕ SR-71 во время ВСЕХ вылетов? Или, возможно, сами пилотировали все Blackbird-ы? )) А если серьезно, то все вопросы к командованию ВВС США, наградившему шведских летчиков.
          Ян Голованов
          10 месяц назад
          -
          0
          +
          У меня претензии - к вам, как автору недобросовестно поданного материала, исказившего факты. Опыта реального сопровождения SR-71 у меня - более чем достаточно, для аргументированного возражения вам и тем, кто пытается выгораживать и защищать ваш дилетантизм. В авиации есть инструмент: инженерно-штурманский расчет полета. Вот, на досуге, возьмите расчетную линеечку, карту, с нанесенными контурами госграниц, и "поиграйте" параметрами полета "дрозда". Тогда вам сразу станет понятно, где вы - не правы, а я - прав. ЗЫ А чтобы не скучно было, вот эту книжечку почитайте, заполните пробелы в знаниях.
          Руслан Хашагульгов
          10 месяц назад
          -
          0
          +
          Однажды я вел на малом планшете СР-71. По 50 км в минуту. Высота полета -22000. Конец 1979, начало 1980 года. Зима ночные полеты, аэродром Мончегорск. МиГ 25РБ стандартный полет, так же на малом планшете 2000 км/час, высота 20000.
Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.