• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
30.11.2018, 10:00
Редакция Naked Science
10
1 217

Медаль за секретную операцию: шведские пилоты спасли SR-71 от истребителей СССР

Четырем офицерам ВВС Швеции вручили награды ВВС США за миссию времен холодной войны, которая десятилетиями оставалась секретной.

sr-71-lasre
©Wikipedia / Автор: Telestis Scaevinius

Американские самолеты-разведчики славились своей «неуязвимостью». Достаточно вспомнить легендарный U-2, который долгие годы безнаказанно летал над СССР, пока его не сбили 1 мая 1960 года.

 

Однако есть один разведчик, который вообще никто и никогда не сбивал. Речь идет о Lockheed SR-71 Blackbird. Из-за высочайшей скорости и большой высоты полета эта удивительная машина могла уйти практически от любой ракеты.

 

Обратной стороной SR-71 были крайняя дороговизна и сложность в эксплуатации. Часто американцы сталкивались с отказами тех или иных систем. Именно это произошло в 1987 году. К счастью для США, на выручку пришли шведские летчики. Двадцать восьмого ноября 2018 года им вручили медали американских Военно-воздушных сил.

 

Медаль за секретную операцию: шведские пилоты спасли SR-71 от истребителей СССР – иллюстрация к материалу на Naked Science

Летчики, спасшие SR-71, (слева) и Том Вельтри (справа) / ©popularmechanics

 

В тот день американские пилоты Дуэйн Нолл (Duane Noll) и Том Вельтри (Tom Veltri) выполняли разведывательную миссию над Балтийским морем, когда внезапно вышел из строя правый двигатель SR-71. За несколько минут самолет снизился с 22 тысяч метров до шести тысяч, замедлившись с 3000 до 700 километров в час. Разведчик отклонился от курса и оказался над островом Готланд.

 

СССР отправил на перехват SR-71 истребители: по данным, летчики получили приказ стрелять или заставить его сесть. С учетом отказа двигателя, очевидно, их миссия могла завершиться успешно.

 

Вскоре американские пилоты увидели в небе две точки, но это оказались не советские, а шведские истребители JA 37 Viggen, которыми управляли пилоты Роджер Мёллер (Roger Möller) и Кристер Сёберг (Krister Sjöberg). Они сопроводили самолет, затем истребителям потребовалась дозаправка, так что на смену пришли еще два «Виггена», которые пилотировали Ларс-Эрик Блад (Lars-Eric Blad) и Бо Игнелл (Bo Ignell). Впоследствии разведчик успешно достиг датского воздушного пространства, а сам инцидент десятилетиями считался секретным.

 

Медаль за секретную операцию: шведские пилоты спасли SR-71 от истребителей СССР – иллюстрация к материалу на Naked Science

Saab 37 Viggen / ©SAAB

 

Вышеупомянутая дороговизна разведчика и стремительное развитие ракетных технологий побудили Америку отказаться от Lockheed SR-71 Blackbird в 1998 году. К тому времени было произведено 32 таких самолета. Увидеть машины вживую можно во многих американских музеях.

 

Другой легендарный американский самолет задержался на военной службе. Несмотря на официальный вывод из эксплуатации, малозаметные ударные Lockheed F-117 Nighthawk продолжают свои полеты на секретной авиабазе Тонопа в Неваде.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
25 августа, 07:38
Адель Романова

В поиске сигналов от внеземных цивилизаций ученые решили сосредоточиться не на целенаправленных посланиях человечеству, а на случайных «утечках информации» из межпланетного пространства гипотетической обитаемой системы. По расчетам, в определенные моменты до нас могут доходить сигналы внеземной космической связи. Кстати, благодаря «общению» Земли с марсианскими и другими зондами мы тоже постоянно невольно сообщаем о себе в глубокий космос.

25 августа, 09:35
Любовь С.

Модель, представленная учеными из коллаборации DESI и Мичиганского университета (США), может перевернуть представления о происхождении темной энергии. Авторы нового исследования полагают, что черные дыры, поглощая вещество, постепенно преобразовывают его в энергию, гипотетически ответственную за расширение Вселенной.

25 августа, 09:11
Любовь С.

Устройство Вселенной обычно описывают с помощью уравнений общей теории относительности Эйнштейна. Но чтобы понять, как гравитация ведет себя в экстремальных условиях — например, при рождении черных дыр или в момент гипотетической инфляции — классического подхода недостаточно. Сделать это можно, как показали авторы нового исследования, обратившись к методу численной относительности.

22 августа, 10:48
ПНИПУ

К 2025 году около 30 стран приняли программы по развитию водородной энергетики, а совокупный объем инвестиций в эту область превысил 150 миллиардов долларов. Эксперты полагают, что замена дизельных авто на водородные снизит выбросы на 80-90%, а водородные самолеты способны уменьшить углеродный след на 50-75%. Но при использовании водорода в двигателях внутреннего или внешнего сгорания, происходит взаимодействие с металлом, что наиболее опасно при высоких температурах. Это может вызвать их разрушение, в результате чего возникает риск пожара или взрыва с тяжелыми последствиями для пассажиров. Ученые Пермского Политеха впервые выяснили, как водород влияет на металлы в условиях экстремальных температур (800 градусов и выше), в которых работают двигатели самолетов и машин. Это продвинет авиационную, машиностроительную и нефтегазовую отрасли в безопасном использовании водорода в качестве источника энергии.

22 августа, 14:45
Игорь Байдов

Ученые обнаружили косвенные доказательства существования мира размером с Землю за орбитой Нептуна. Эта гипотетическая планета отличается от предполагаемой Девятой планеты не только размером, но и гравитационным влиянием на другие объекты.

22 августа, 13:09
Юлия Трепалина

Большие кошки (Pantherinae) обычно охотятся на животных своего или меньшего размера. У снежных барсов, как выяснилось, другие предпочтения. Новое исследование показало, что ирбисы чаще нападают на взрослых горных козлов, которые как минимум вдвое превосходят хищников в весе. Ученые объяснили, с чем может быть связан такой выбор добычи.

6 августа, 20:59
Татьяна Пичугина

Примерно 12 800 лет назад в Северном полушарии началось резкое изменение климата, которое сопровождалось вымиранием мегафауны и угасанием культуры Кловис. Такое могло произойти, например, из-за прорыва пресных вод в Атлантику или мощного вулканического извержения. Несколько лет назад ученые обнаружили места на суше с повышенным содержанием элементов платиновой группы, прослоями угля, микрочастицами расплава. По их мнению, это может быть признаком пребывания Земли в потоке обломков кометы или астероида. В новой работе впервые представлены доказательства кометного события в позднем дриасе из морских осадочных толщ.

30 июля, 08:08
Редакция Naked Science

Возраст находок — около 5500 лет, они лежат во множестве круглых ям, чьи стены укреплены кирпичом. Среди обнаруженных орудий из кремня есть и сотни неиспользованных, которые могут быть ритуальным подношением богам.

31 июля, 08:28
Полина Меньшова

Гостингом (от английского «призрак») называют ситуацию, когда человек прекращает общение или отношения, «пропадая с радаров» без объяснения причин. Исследователи из США сымитировали такое поведение, а затем проанализировали реакцию людей на него.

[miniorange_social_login]

Комментарии

10 Комментариев
Maria Mednik
02.12.2018
-
0
+
Илья. Сижу за компом дочери и увидел статью. Я дежурил в этот день на КП бригады ЗРВ остров Сааремаа.Этот случай был. СР 71 во время пролетов всегда был в 5- 10 км от гос. границы.+Всегда в б.г. ставили все дежурные дивизионы С 200 и С 75. гироскопы запускались.Возле о.Готланд разведчик завершал разворот и уходил в зону Балтийских проливов. В тот день дежурная смена и на КП бригады и на КП дивизии г. Таллинн были в недоумении и возбуждении. Скорость разведчика редко была 3000. чаще действительно 3300. Вторник и пятница- день полетов. Время- с 14.00 до 16.00.Редко когда выходили из этого графика. Много за 30 лет забыто..Сергей Медник.
    -
    0
    +
    Да-да, очередная "дочь офицера", у которой "не все так однозначно? ))) По четвергам дядя (или тётя?) с Милденхолла, обычно "дрозды" прилетали, с 13 до 16 мск. А вторник и пятница - RC-135 и "Nimrod" До обеда - один, после обеда - второй. Уж ветеран 210 зрбр на такой "мелочевке" не ошибся бы. Можно, конечно, списать на забывчивость - много времени прошло, это да. А чтобы легче "вспоминалось", вот картинка (буржуинская, заметь) со стандартным маршрутом SR-а. У "дрозда" радиус разворота с креном 35 (больше - низ-зя!) на скорости 3300- под 200 км. А дистанция торможения на 22000 - больше 100 км (меньше - тоже низ-зя). Поэтому и летал по маршруту- 2800 и не больше. Чтобы "вписаться" в балтийскую лужу и не нарушить ненароком границу, у него никак не получалось на вираже подходить 10 км к ГГ, иначе на развороте попадал ровнехонько в Готланд. ПШР, батенька, не дает соврать.
    +
      ещё комментарии
      Очень интересные комментарии: ваши и других планшетистов. Даже интереснее для российского человека, чем сама статья. И всем тут очевидно, что вы прекрасно разбираетесь в нюансах полетов "дроздов" над балтийским морем. Но ведь текст-то не про маршрут полета или принципиальную возможность перехвата средствами ПВО, а про отказ двигателя и отклонение от маршрута! Лично я недобросовестного материала тут не вижу, но если вам есть что добавить, искренне жду следующего комментария :)
Илья,не берите в голову. Вашими собеседниками,судя по грамотности, хамоватой манере и стилю общения, являются "Соколы Жириновского".Бывает гораздо жестче!(см.Киселева,Соловьёва,Скабееву).
Oleg Zorkin
30.11.2018
-
0
+
Фуфлыжный писака. Фантомас( миГ-25) спокойно догонял Чернорго дрозда и по высоте и по скорости. СР никогда не залетал на территорию СССР. Углы ГДР цеплял неоднократно. как впрочем и Фантомас. Сам лично сопровождал Фантомаса по планщету на скорости 3500. Не верте Википедии.
    "спокойно догонял Чернорго дрозда" (с). Чисто гипотетически даже Як-3 в ряде случаев может догнать F-16, но это ни о чем не говорит. А теперь посмотрим более внимательно: указываемая в источниках крейсерская скорость SR-71 составляет 3300 км/ч, в то время как крейсерская скорость МиГ-25 - 2300 км/ч. Максимальные скорости сравнимы, но в этом случае имеем фантастический расход топлива. За описанный ваше инцидент ничего сказать не могу на 100%. Меня там не было.
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      "А теперь посмотрим более внимательно" = "..мы стали боле лучше одеваться" ) Педивикия, конечно, источник, еще тот! Сынок, SR не летал на крейсере 3300 никогда над Балтикой. Обычный разведполет "дрозд" делал в районе Балтики на 18-20000 м и скоростях 2500-2800. Слишком узкий коридор для пролетов и маневрирования. МиГ-25ПД 787 иап с Эберсвальде сопровождали их неоднократно и выходили на рубежи пуска Р-40. Ближе 50 км к границе СССР в восточной Балтике SR-ы не приближались, по вполне банальной причине: С-200, стоявшие на севере Польши, под Калининградом и под Лиепаей оставляли мало шансов уйти этому утюгу, если что... На Дальнем Востоке, на Северах, там - да, летал и повыше и пошустрее, потому как пространство для маневра было много. Но с принятием на вооружение МиГ-31 у нас, полеты SR-71 постепенно сошли на нет, потому как Р-33 догоняла его гарантированно, и пропал смысл использовать такую дорогущую "игрушку". Насчет приказа нашим истребителям: "сбить или заставить сесть" ты, конечно, славно пургу прогнал. Ни один командир, если не было нарушения границы, такой приказ не отдал бы, был (и есть) четкий порядок действий дежурных сил ПВО, все обозначено и расписано в приказах МО (приказы - грифованные, само-собой). Вобщем, сынок, "не умеешь петь - не пей!", займись чем-нибудь более подходящим, чем тиражирование дури в интернетиках.
        "SR не летал на крейсере 3300 никогда над Балтикой". То есть, вы лично сопровождали ВСЕ SR-71 во время ВСЕХ вылетов? Или, возможно, сами пилотировали все Blackbird-ы? )) А если серьезно, то все вопросы к командованию ВВС США, наградившему шведских летчиков.
          Однажды я вел на малом планшете СР-71. По 50 км в минуту. Высота полета -22000. Конец 1979, начало 1980 года. Зима ночные полеты, аэродром Мончегорск. МиГ 25РБ стандартный полет, так же на малом планшете 2000 км/час, высота 20000.
          -
          0
          +
          У меня претензии - к вам, как автору недобросовестно поданного материала, исказившего факты. Опыта реального сопровождения SR-71 у меня - более чем достаточно, для аргументированного возражения вам и тем, кто пытается выгораживать и защищать ваш дилетантизм. В авиации есть инструмент: инженерно-штурманский расчет полета. Вот, на досуге, возьмите расчетную линеечку, карту, с нанесенными контурами госграниц, и "поиграйте" параметрами полета "дрозда". Тогда вам сразу станет понятно, где вы - не правы, а я - прав. ЗЫ А чтобы не скучно было, вот эту книжечку почитайте, заполните пробелы в знаниях.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно