Выпуск украинских «Зенит-SL» оказался под вопросом

Украинское государственное предприятие «Южный машиностроительный завод», вероятно, не сможет возобновить выпуск ракет-носителей «Зенит-SL», конструкция которых предусматривает поставки российских двигателей.

3 352
Выбор редакции

«Зенит-SL» — трехступенчатая ракета-носитель, предназначенная для запуска коммерческих спутников на геопереходную орбиту с плавучей платформы «Морской старт». При стартовой массе 462 200 килограммов аппарат рассчитан на полезную нагрузку массой до 6160 килограммов. В 2000-х годах на базе версии «Зенит-2SБ» была построена модификация ракеты — «Зенит-SLБ». По сравнению с «Зенит-SL», она получила улучшенный разгонный блок ДМ-SLБ. Выпуск и эксплуатация носителей велись совместными российско-украинскими предприятиями и продолжались с 1999 по 2015 год. Из-за вооруженного конфликта на юго-востоке Украины в 2014 году Москва приостановила поставки ракетных двигателей «Южмашу», и впоследствии завод сократил рабочую неделю до трех дней.

 

Конструкция «Зенит-SL» и «Зенит-SLБ» предполагает оснащение первой ступени многоразовым (до десяти использований) четырехкамерным жидкостным двигателем РД-171 (или РД-171М), который разработан НПО «Энергомаш» в 1981 году. Среди аналогов, работающих на жидком топливе (в частности, кислород-керосин), он относится к наиболее мощным — 20 миллионов лошадиных сил, что на 5,65 процентных пункта больше, чем у F-1 при размерах, в 1,5 раза меньших. Масса РД-171 составляет 9750 килограммов, тяга на уровне моря — 740 тонн-силы, в вакууме — 806,4 тонны-силы. В середине 1990-х годов на базе РД-170, прототипа РД-171, были также созданы силовые установки РД-180 для американских ракет-носителей семейства Atlas и РД-191 для российских аппаратов «Ангара».

 

В июне 2017 года «Южмаш» сообщил о подписании контракта на выпуск 12 носителей «Зенит-SLБ» и «Зенит-SL» с российским владельцем «Морского старта» S7 Sea Launch. Вскоре «Роскосмос» объявил об отсутствии обязательств по передаче украинскому заводу РД-171. Как «Южмаш» намерен исполнять обязательства по контракту, неясно. После присоединения Крыма к России на фоне обострения международной политической обстановки стало известно, что США приступили к созданию собственной альтернативы РД-180. Разработкой новых двигателей — AR-1 и BR-1 — занимаются Aerojet Rocketdyne и Blue Origin. Испытания установок запланированы на 2018–2019 годы. Возможно ли адаптировать «Зенит-SL» к последним без значительной реконструкции, не уточняется.

 

Весной минувшего года глава российской корпорации «Энергия» Владимир Солнцев сообщил, что для запусков с «Морского старта» будет создана новая двухступенчатая ракета-носитель, которая заменит «Зенит-SL». В отличие от частично многоразовой Falcon 9, она, однако, не предполагает возвращения первой ступени. «Морской старт» работает с 1995 года и представляет собой переоборудованную нефтедобывающую японскую платформу Ocean Odessey. Он расположен в наиболее удаленной от морских путей и спокойной точке Тихого океана. Запуски с платформы проводились с 1999 года — в качестве носителя выступали ракеты «Зенит». Последний старт состоялся в 2014 году, в рамках миссии на орбиту был выведен французский спутник Eutelsat 3B.

 

О реакции «Роскосмоса» на контракт «Южмаша» пишет «Коммерсантъ».

Наука

Naked Science Facebook VK Twitter
3 352
Комментарии
4 мин
Биткоин - не всем понятен. А вот новый транспорт с...
39 мин
Новинка представляет собой «шестиместный...
55 мин
Отличная статья!
Будущее за SKYWAY, но как...
Комментарии

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку