Вкусовые предпочтения малярийных комаров объяснила хромосомная перестройка — Naked Science

Вкусовые предпочтения малярийных комаров объяснила хромосомная перестройка

Американские биологи обнаружили, что выбор малярийными комарами крупного рогатого скота в качестве пищи может быть связан с хромосомной перестройкой. Результаты работы представлены в журнале PLOS Genetics.

zika-heat-3

Малярийные комары (Anopheles) — род двукрылых насекомых, большинство из которых переносят малярийные плазмодии. Последние являются возбудителем малярии. Инфицирование малярией происходит через укус, кровь другого человека, употребление в пищу мяса зараженных птиц (в частности, голубей) или рогатого скота. Ранее шведские ученые на примере вида Anopheles arabiensis обнаружили, что такие комары избегают некоторых животных, например, куриц. Этому способствует наличие естественных репеллентов в составе их перьев.

Скорость распространения малярии связывается со способом, которым передаются паразиты. На показатель влияют преимущественное инфицирование скота или людей, а также наличие противомоскитных средств в местах их нахождения. В новой работе ученые проанализировали генетическую основу выбора насекомыми источника пищи. Для этого авторы секвенировали геном 23 комаров A. arabiensis, питавшихся кровью человека, и 25 — кровью крупного рогатого скота. Результаты показали, что геном последних содержит хромосомную перестройку, а именно инверсию 3Ra.

По словам постдока Брэдли Мейна, это первое исследование генетической основы поведения малярийных комаров. Работа в этом направлении может способствовать разработке новых методов борьбы с распространением малярии. В качестве одного из вариантов рассматривается генетическая модификация насекомых, направленная на формирование хромосомных перестроек, подобных инверсии 3Ra.

Малярия — группа трансмиссивных инфекционных заболеваний, которые сопровождаются ознобами, лихорадкой, анемией и другими симптомами. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2015 году малярией заразилось 214 миллионов человек, порядка 90 процентов случаев пришлось на африканский континент. Смертность составила 0,2 процента. В свою очередь A. arabiensis представляют повышенную опасность для жителей Восточной Африки — из-за широкого диапазона пищевых предпочтений этого вида.

По информации источника в ВПК, российские инженеры приступили к созданию стратегического ракетного комплекса нового поколения, получившего условное обозначение «Кедр». Сейчас его разработка находится на самой ранней стадии.

Китай достиг прогресса в разработке ракеты-носителя, которая сможет запустить пилотируемый космический корабль на Луну. Предполагается, что его грузоподъемность составит примерно 100 тонн.