18.03.2016
Редакция Naked Science

В центре внимания – Плутон: спецвыпуск Science о карликовой планете

До недавнего времени Плутон казался нам застывшим, мертвым телом, усеянным мрачными кратерами. Сегодня он открывается нам совершенно другим – сверкающим, удивительным и живым.

nh-pluto_crop

По мере того, как на Землю поступают данные, собранные зондом New Horizons во время пролета близ Плутона летом прошлого года, мы узнаем все больше удивительного об этой карликовой планете. Целая серия новейших исследований опубликована в свежем номере журнала Science, посвященного этой теме.

Ключевое из них окончательно утверждает, что Плутон остается геологически активным телом. Считалось, что на таком удалении от Солнца при отсутствии рядом планет-гигантов, чья гравитация могла бы создавать приливные силы, при собственных очень скромных размерах Плутон не имеет достаточно энергии и неспособен поддерживать никаких геологических процессов. Однако сразу несколько наблюдений указывают на обратное.

Это, в частности, Сердце Плутона (область Томбо) – большой и светлый регион в форме сердечка, на левой доле которого находится равнина Спутника, а в нижней части тянется пара горных хребтов. На снимках этой части Плутона совершенно отсутствуют ударные кратеры, которые обязательно должны были оставить астероиды, как в других областях этого небесного тела. Это говорит о том, что поверхность равнины обновлялась в течение последних 10 млн лет, что, по геологическим меркам, совсем недавно. И даже теперь здесь, видимо, продолжаются процессы, связанные с движениями азотных и метановых ледников.

Аналогичная равнина Вулкана была обнаружена New Horizons и на спутнике Плутона Хароне. Энергия, которая питает их геологическую активность, остается загадкой – скорее всего, это какие-то внутренние процессы в их недрах. Подозревается, что равнина Вулкана на Хароне может иметь криовулканическое происхождение. Это могут быть ледяные вулканы и гейзеры самого спутника или соседнего Плутона.

Авторы еще одной статьи рассмотрели состав поверхности Плутона и Харона. Еще до New Horizons мы знали, что они покрыты льдами из воды, метана, азота, СО (угарного газа). Однако их распределение оказалось довольно неожиданным: чередование богатых водой, метаном и азотом отложений может косвенно свидетельствовать о действии ветров, сегодня или в прошлом. Гипотеза о ветрах, например, может объяснить странное красное пятно на Хароне. За миллиарды лет частицы атмосферы Плутона могли улетучиваться, и некоторые из них оседали на спутнике. С этой стороны он оказался покрыт темной пылью толинов – простых органических соединений, которые могли образовываться в атмосфере Плутона при взаимодействии метана с азотом.

Кстати, атмосфера Плутона оказалась заметно (более чем на 20 градусов) холоднее того, что предсказывали расчеты. Причина этого неясна. Параллельно измерено высотное распределение в ней газов, изучено  взаимодействие с солнечным ветром.

Авторы еще одного исследования обратились к остальным, малым спутникам Плутона – Стиксу, Никте, Гидре и Керберу. В своем движении вокруг карликовой планеты они не синхронны, как обращенная благодаря приливному захвату всегда одной стороной к нам Луна. Ученые считают, что это свидетельствует об их ударном происхождении – возможной древней катастрофе, в результате которой появились и Плутон, и Харон, и весь ряд малых спутников.