09.12.2013
Редакция Naked Science

В советском метеорите нашли секрет светящихся «молекулярных» алмазов

Ученые обнаружили  внутри метеорита, упавшего на территории СССР в 1962 году, множество микроскопических алмазов из нескольких сотен атомов углерода, в которых был зафиксирован «дефект» – атом кремния, позволявший алмазам светиться при облучении лазером.

Murchison-meteorite-ANL

В течение последних лет ученым удалось приспособить наноалмазы для работы в качестве кубитов ? базовых элементов квантового компьютера, а также превратить их в нанотермометры, способные измерять температуру в разных частях клетки. Изучая микроалмазы, извлеченные из метеорита, который был найден в 1962 году в Казахстане возле деревни Ефремовка, российские и европейские физики нашли новый способ выращивания таких наноматериалов.

Согласно данным Йорга Врахтрупа из университета Штуттгарта (Германия) и его коллег, метеорит содержит в себе множество мелких наноалмазов, размеры которых варьируются  в пределах от 1 до 10 нанометров. С помощью просвечивающего электронного микроскопа высокого разрешения ученым удалось изучить  химический состав и свойства этих алмазов.

Метеорит Ефремовка

©meteorites.ru

Оказалось, что даже в самых небольших алмазах, диаметр которых составлял около нанометра, находились включения из атомов кремния. Тогда ученые отобрали несколько наночастиц, приклеили их к листу кремния, после чего подсветили их красным лазером. В результате наноалмазы поглощали фотоны лазерных импульсов и в виде темно-вишневого света испускали их обратно.

Исследователи считают, что данный факт свидетельствует о возможности промышленного изготовления подобных алмазов, а также использовании их в различных научных и промышленных целях.