06.10.2015
Редакция Naked Science
1 941

В середине октября можно будет увидеть парад планет

В октябре этого года состоится парад планет. Его лучше всего наблюдать в горах Кавказа.

parad-planet-foto1
©Wikipedia / Автор: Ptolemocratia Acerronius

Малый парад планет называют одним из самых завораживающих астрономических явлений. При нем часть планет нашей Солнечной системы находится по одну сторону от светила в небольшом секторе. На небосводе эти небесные тела будут располагаться относительно близко друг к другу. Главными участниками нынешнего явления станут Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и Луна. Парад начнется 8 октября: тогда естественный спутник Земли сблизится с группой планет на утреннем небе. Закончится явление 20 октября, когда Меркурий разрушит «линию» и исчезнет в утренних солнечных лучах.

По словам астрономов, наблюдать за явлением лучше всего в ясную погоду примерно за два часа до восхода солнца. При этом рассмотреть малый парад планет можно и невооруженным глазом. Если говорить о России, то самым подходящим для наблюдений местом являются Кавказские горы. Небо там отличается прозрачностью, а осенью, как правило, стоит ясная погода. Наилучший эффект достигается на высоте не меньше 2 тыс. м.

Нужно сказать, что параду планет иногда приписывают мистические и псевдонаучные свойства. Некоторые связывают явление с концом света, а другие даже говорят, что в это время могут «прилететь пришельцы», дабы спасти землян от беды. Одна из таких псевдонаучных теорий, кстати, легла в основу сюжета фильма-катастрофы «2012». Ученые же полагают, что никакой связи между парадами планет и происходящими на Земле катаклизмами нет.

Выделяют малый и большой парады планет. В первом случае по одну сторону от светила в небольшом секторе оказываются четыре планеты Солнечной системы, во втором – шесть. При большом параде планет к этому числу относятся Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Марс и Уран.

Парад планет также может быть «видимым» и «невидимым». Видимым парадом называют конфигурацию, при которой Марс, Венера, Меркурий, Юпитер и Сатурн ощутимо сближаются на небесной сфере и могут быть одновременно видны в небольшом секторе.

10 марта 1982 года жители Земли могли стать свидетелями очень редкого явления: тогда по одну сторону от Солнца в секторе с углом 95 градусов оказались Земля, Марс, Юпитер, Венера, Меркурий, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Итого все девять планет нашей системы (Плутон тогда еще считался «полноценной» планетой). Большой парад планет можно наблюдать с периодичностью примерно раз в 20 лет.

Парад планет / ©YouTube