В России нашли «идеал женской красоты» времен ледникового периода

На территории Брянской области археологи обнаружили «палеолитическую Венеру», дающую представление о понимании женского идеала времен каменного века.

В России нашли «идеал женской красоты» времен ледникового периода

«Палеолитическими Венерами» называют доисторические статуэтки женщин, которые имеют общие признаки: зачастую они довольно тучные или беременные. Артефакты изготавливались в позднем палеолите – самой суровой фазе последнего вюрмского оледенения: именно в это время современные люди расселились по всей Земле. Большая часть таких находок сделана в Европе, однако их можно найти и в других уголках планеты.

Как бы там ни было, открытие российских археологов можно считать большим успехом. Константин Гаврилов из Института археологии РАН и его коллеги нашли статуэтку во время раскопок стоянки «Хотылево-2» (Брянская область). Именно здесь приблизительно 24–21 тыс. лет назад проживали первые «россияне». За последние десятилетия ученые обнаружили на этой территории множество интересных находок. Конкретно эту статуэтку, как предполагают исследователи, изготовили примерно 23 тыс. лет назад из бивня мамонта.

Место, где была найдена палеолитическая Венера  / ©Институт археологии РАН

Место, где была найдена "палеолитическая Венера"  / ©Институт археологии РАН

Находка стала еще одним свидетельством несколько странного (как для современного западного человека) понимания женской красоты людьми позднего палеолита. Мы видим довольно пышнотелую «красавицу» с очень широкими бедрами и большим животом. Именно так должны были выглядеть женщины, родившие множество детей. Отметим, что предыдущие находки обладали похожими пропорциями. Иногда такие статуэтки связывают с «культом плодородия», однако стоит сказать, что в период верхнего палеолита земледелия еще не существовало. Выживали первобытные люди, охотясь на мамонтов, медведей и других животных.

Найденная статуэтка / ©Институт археологии РАН

Находка является довольно редкой: дело в том, что, как считают ученые, такие статуэтки могли разбиваться во время ритуальных мероприятий. Следовательно, хорошо сохранившаяся «палеолитическая Венера» – большой успех.  В целом, артефакт позволит лучше понять то, как формировалась культура первобытного человека. Возможно, в будущем на территории Брянской области будут обнаружены и другие, не менее интересные находки.