В России нашли «идеал женской красоты» времен ледникового периода — Naked Science

В России нашли «идеал женской красоты» времен ледникового периода

На территории Брянской области археологи обнаружили «палеолитическую Венеру», дающую представление о понимании женского идеала времен каменного века.

«Палеолитическими Венерами» называют доисторические статуэтки женщин, которые имеют общие признаки: зачастую они довольно тучные или беременные. Артефакты изготавливались в позднем палеолите – самой суровой фазе последнего вюрмского оледенения: именно в это время современные люди расселились по всей Земле. Большая часть таких находок сделана в Европе, однако их можно найти и в других уголках планеты.

Как бы там ни было, открытие российских археологов можно считать большим успехом. Константин Гаврилов из Института археологии РАН и его коллеги нашли статуэтку во время раскопок стоянки «Хотылево-2» (Брянская область). Именно здесь приблизительно 24–21 тыс. лет назад проживали первые «россияне». За последние десятилетия ученые обнаружили на этой территории множество интересных находок. Конкретно эту статуэтку, как предполагают исследователи, изготовили примерно 23 тыс. лет назад из бивня мамонта.

Место, где была найдена «палеолитическая Венера»  / ©Институт археологии РАН

Находка стала еще одним свидетельством несколько странного (как для современного западного человека) понимания женской красоты людьми позднего палеолита. Мы видим довольно пышнотелую «красавицу» с очень широкими бедрами и большим животом. Именно так должны были выглядеть женщины, родившие множество детей. Отметим, что предыдущие находки обладали похожими пропорциями. Иногда такие статуэтки связывают с «культом плодородия», однако стоит сказать, что в период верхнего палеолита земледелия еще не существовало. Выживали первобытные люди, охотясь на мамонтов, медведей и других животных.

Найденная статуэтка / ©Институт археологии РАН

Находка является довольно редкой: дело в том, что, как считают ученые, такие статуэтки могли разбиваться во время ритуальных мероприятий. Следовательно, хорошо сохранившаяся «палеолитическая Венера» – большой успех.  В целом, артефакт позволит лучше понять то, как формировалась культура первобытного человека. Возможно, в будущем на территории Брянской области будут обнаружены и другие, не менее интересные находки.

В России впервые в мире зарегистрировали вакцину от коронавируса, но, кажется, этому никто не рад. Многие пишут, что так быстро медицинские средства выпускать нельзя – они не успеют пройти все проверки. Иные оценивают это как «большой эксперимент на людях». Утверждается, что еще до третьей фазы клинических испытаний Спутник-V введут миллионам российских граждан – в ближайший месяц. Сообщают, что у новой вакцины очень много побочных реакций, а вот защитных антител она, якобы, дает мало. Каждый из этих тезисов в той или иной степени неверен. Впрочем, это вовсе не значит, что вакцина обязательно работает. Попробуем разобраться, как все обстоит на самом деле.