24.08.2017
Редакция Naked Science

В гидротермальных источниках Марса могла существовать жизнь

Исследователи нашли в районе кратера Гейла следы повышенной гидротермальной активности, что, по их мнению, может говорить о пригодности древнего Марса для жизни.

Споры о возможной жизни на Марсе в научной среде не утихают ни на мгновение. Мы не можем с уверенностью заявить о существовании жизни на Красной планете сейчас или в прошлом. Однако в силу некоторого сходства Марса и Земли отрицать такую вероятность было бы тоже неразумно.

Свои выводы на этот счет представили ученые из Канады и США. По их мнению, древний Марс мог быть вполне пригоден для жизни. По крайне мере, там могли обитать экстремофилы — существа, способные жить и размножаться в экстремальных условиях окружающей среды. Работу опубликовали в Journal of Geophysical Research: Planets, а краткий обзор можно найти на сайте Американского геофизического общества.

При помощи установленного на марсоходе Curiosity спектрометра APXS (Alpha particle X-ray spectrometer) специалисты определили, что концентрация цинка и германия в осадочных породах в районе кратера Гейла выше аналогичных показателей в других районах Марса в десять-сто раз. Данное открытие говорит о том, что ранее на Красной планете имела место высокая гидротермальная активность

Последнее может иметь далекоидущие последствия, если говорить о понимании процессов, имевших место на древнем Марсе. Дело в том, что в богатых цинком и германием земных гидротермальных источниках обитают примитивные организмы. Более того, некоторые исследователи считают гидротермальные источники колыбелью жизни на Земле. Авторы представленного исследования не исключают, что в районе кратера Гейла тоже можно будет обнаружить следы жизни.

Кратер Гейл / ©wikipedia

Ударный кратер Гейла назван так в честь астронома Уолтера Фредерика Гейла. Его диаметр составляет примерно 154 км, а возраст может достигать 3,8 млрд лет. Одна из наиболее примечательных особенностей углубления — обширная возвышенность вокруг центрального пика. Ее происхождение неизвестно.

Ранее, напомним, другая команда исследователей пришла к выводу, что марсианское плато Тавмасия может быть потенциально обитаемым. Здесь выявили повышенную концентрацию калия и серы, что, по мнению ученых, может свидетельствовать о существовании на плато Тавмасия воды в одном из ее агрегатных состояний. Последнее неразрывно связано с возможностью обитаемости данного региона.

Горный рельеф местности, впрочем, серьезно осложняет наблюдения, так что подтвердить или же опровергнуть гипотезу будет весьма непросто. Ученые надеются, что ответить на интересующие их вопросы удастся в рамках следующих миссий на Марс.