Установлен источник странных сигналов, заметить которые смогли лишь крупнейшие радиотелескопы — Naked Science
13.04.2015

Несколько лет назад, анализируя данные наблюдений наземных телескопов, астрономы заметили в них таинственные быстрые радиовсплески – первое такое событие было обнаружено в материалах аж за 1998 год. О происхождении их оставалось лишь догадываться.

Parkes_MG_5926

Такой всплеск («перитон») длится около полусекунды и характеризуется сдвигом по фазе. Последнее свидетельствует о том, что сигнал прошел сквозь вещество, которое чуть задержало его компоненты с большей длиной волны, – например, пережил длительный перелет через межзвездную среду. Однако космическое происхождение перитонов маловероятно: их регистрируют параллельно на разных детекторах радиотелескопов и приходят они не из определенной области неба, а откуда-то поблизости. Во всяком случае, с Земли.

Но что страннее, что непонятнее всего – это что наблюдаются перитоны почти всегда в будние дни, в рабочее время. В дополнение к этому недавно, установив в австралийской Обсерватории в Спарксе простой радиочастотный интерферометр (по сути, пассивный радар), ученые поймали на нем сигналы, по времени совпадающие с наблюдениями перитонов. Все это выглядело чрезвычайно таинственно – но источник радиовсплесков явно был где-то рядом, причем основная часть их спектра приходилась на области, лежащие за пределами разрешения радиотелескопов.

Продолжив расследование, авторы работы, результаты которой опубликованы в свежем номере Monthly Notes of the Royal Astronomical Society отбрасывали одну возможность за другой, пока не нашли виновника: микроволновые печи в обеденной комнате при обсерватории. При открытии дверцы они гасят излучение не моментально, для этого требуются доли секунды – но и их достаточно для того, чтобы часть излучения «утекла» наружу, а чувствительные телескопы зарегистрировали его.

Авторы работы подчеркивают, что такая «утечка» совершенно безвредна: недаром, чтобы поймать хотя бы слабое эхо этого события, им требуются сложные инструменты и многометровые радиотелескопы.