25.02.2020
София Жаботинская
14 992

Ученые выяснили, как несложный анализ крови поможет уменьшить количество смертей от болезней сердца

5.2

Определение концентрации некоторых пептидных молекул в крови пациентов может показать вероятность развития кардиологических заболеваний.

Определение бета-амилоидов в крови поможет прогнозировать и предотвращать проблемы с сердцем и сосудами / ©TCTMD

Исследователи из Ньюкаслского университета в Великобритании выяснили, как с помощью простого лабораторного анализа определить степень старения сосудов и риск развития сердечных заболеваний. Статья об этом появится в мартовском номере издания Journal of the American College of Cardiology.

По мнению группы ученых под руководством профессора Константиноса Стеллоса, ключевым индикатором риска болезней сердечно-сосудистой системы может быть уровень в крови бета-амилоидов — группы пептидных молекул. Все бета-амилоиды образуются из одной молекулы-предшественника — трансмембранного белка. Роль этих пептидов в нормальном функционировании пептидов до сих пор не выяснена: считается, что они могут участвовать в защите организма от грибков и бактерий.

Патологическая роль бета-амилоидов изучена не в пример лучше. Один из них, Aβ42, формирует так называемые амилоидные бляшки в головном мозге и служит одним из главных факторов развития болезни Альцгеймера. Также многие исследования показывают роль бета-амилоидов в утолщении артерий и развитии сердечной недостаточности.

Анатомические и физиологические эффекты влияние бета-амилоидов на сердечно-сосудистую систему и головной мозг / © Stellos, Stakos, Stamatelopoulos et al., Journal of the American College of Cardiology, 2020

Профессор Стеллос и его коллеги изучили данные анализов более чем 6600 человек из многочисленных когортных исследований в девяти странах. Оказалось, пациентов можно разделить на категории высокого и низкого риска сердечных заболеваний на основе уровня бета-амилоидов в их крови. «Мы впервые представили доказательства участия бета-амилоида на ранних и поздних стадиях сердечно-сосудистых заболеваний, — говорит Стеллос. — Мы смогли воспроизвести эти неожиданные, клинически значимые результаты у пациентов со всего мира. Во всех случаях <…> бета-амилоид является биомаркером старения сердечно-сосудистой системы и вероятности сердечно-сосудистых заболеваний».

Кардиологические болезни уносят жизни почти миллионов людей ежегодно и признаны основным фактором смертности в мире. Использование дополнительного параметра для оценки риска сердечно-сосудистых патологий поможет лучше спрогнозировать возможные обострения или рецидивы и предотвратить летальный исход.

Дальнейшие исследования ученых из Ньюкаслского университета будут сосредоточены на том, чтобы выбрать наиболее эффективные способы снижения концентрации бета-амилоидов в крови и доказать клиническую применимость анализа на бета-амилоиды для прогнозирования риска сердечных приступов.