Ученые создали «нанодрели» для сверления раковых клеток — Naked Science

Ученые создали «нанодрели» для сверления раковых клеток

Молекулярная наномашина легко «пробуривается» сквозь клеточную мембрану, оставляя поры и приводя к гибели клетки.

cell0

Двойная полупроницаемая мембрана замечательно защищает клетку, и для проникновения сквозь нее биологам приходится использовать целый арсенал средств: от сверхтонких стеклянных игл до электрических и магнитных полей, ультразвука, температурного шока и т. д. В зависимости от задач и условий применяют тот или иной подход, внося в клетку нужные ученым вещества и частицы.

Однако нанотехнологии обещают стать универсальным решением, которое не только ускорит новые исследования, но и поможет побеждать рак, «взламывая» и «высверливая» мембраны опухолевых клеток. Такую наномашину представила большая команда ученых во главе с Джеймсом Туром (James Tour) из Университета Райса, статью которых публикует журнал Nature.

В основе своей структура этого молекулярного комплекса действительно повторяет обыкновенную электродрель. Основу составляет неподвижный статор, который закрепляется на мембране «распорками». Воздействие ультрафиолетовых лучей запускает ротор, и тот начинает вращаться со скоростью 2–3 млн оборотов в секунду, буквально пробуриваясь сквозь мембраны клеток и оставляя открытые поры.

©García-López et al., 2017

Лабораторные эксперименты показали, что в клетках тканей почек человека «в пробирке» такие наноустройства оставляют отверстия уже за минуту, после чего те погибают. Более того, ученые могут модифицировать функциональные группы на статоре наномашины так, чтобы те крепились только к определенным структурам на клеточных мембранах. Это позволяет делать их избирательными и атаковать только определенные типы клеток – и это также было продемонстрировано в лаборатории, когда устройства успешно уничтожили клетки рака простаты, но почти не повредили обычные фибробласты мышей.

Французские ученые узнали, как палочка Коха повлияла на геном человека за последние две тысячи лет.

Самолет будет вмещать от 12 до 18 пассажиров и, судя по фото, может быть похож на мини-отель в небе. Кроме того, вместо иллюминаторов будут встроены цифровые экраны высокой четкости, благодаря которым перелеты станут бесшумными.

На фоне громкого и, будем честными, эффективного пиара SpaceX успехи других частных космических компаний несколько меркнут и зачастую остаются незамеченными. Однако Питер Бек, основатель Rocket Lab, известной своим неординарным подходом к созданию и эксплуатации ракет, сделал заявление, которое имеет все шансы в ближайшие годы здорово «перетрясти» весь рынок пусковых услуг.