Ученые создали «нанодрели» для сверления раковых клеток - Naked ScienceNaked Science
31.08.2017, 06:10
Naked Science

Ученые создали «нанодрели» для сверления раковых клеток

Молекулярная наномашина легко «пробуривается» сквозь клеточную мембрану, оставляя поры и приводя к гибели клетки.

cell0

Двойная полупроницаемая мембрана замечательно защищает клетку, и для проникновения сквозь нее биологам приходится использовать целый арсенал средств: от сверхтонких стеклянных игл до электрических и магнитных полей, ультразвука, температурного шока и т. д. В зависимости от задач и условий применяют тот или иной подход, внося в клетку нужные ученым вещества и частицы.

Однако нанотехнологии обещают стать универсальным решением, которое не только ускорит новые исследования, но и поможет побеждать рак, «взламывая» и «высверливая» мембраны опухолевых клеток. Такую наномашину представила большая команда ученых во главе с Джеймсом Туром (James Tour) из Университета Райса, статью которых публикует журнал Nature.

В основе своей структура этого молекулярного комплекса действительно повторяет обыкновенную электродрель. Основу составляет неподвижный статор, который закрепляется на мембране «распорками». Воздействие ультрафиолетовых лучей запускает ротор, и тот начинает вращаться со скоростью 2–3 млн оборотов в секунду, буквально пробуриваясь сквозь мембраны клеток и оставляя открытые поры.