Ученые смоделировали виртуальную артерию — Naked Science

Ученые смоделировали виртуальную артерию

Международная группа ученых представила концепцию виртуальной артерии, которая включает в себя всю информацию о разных уровнях организации сердечно-сосудистой системы. Результаты работы опубликованы в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society A.

f2

Применение компьютерного моделирования в современной биоинженерии сильно ограничено. Так, с его помощью можно синтезировать новые препараты или предсказывать реакцию пациента на то или иное вещество. Однако ключевые этапы работы предусматривают эксперименты на живом материале: например, испытания вакцины на культуре клеток и затем целых организмах. При этом опыты на животных и человеке нередко критикуются за неэтичность.

В новой работе ученые из Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) и Амстердамского университета представили концепцию, цель которой — распространение моделирования и на основные этапы исследований. Авторы разработали компьютерную модель, которая может имитировать деятельность всей сердечно-сосудистой системы человека на разных уровнях организации.

Участок сосуда в приближении. / © Alfons G. Hoekstra et al., Philosophical Transactions of the Royal Society A, 2016

Создание модели ведется с помощью разработанной ранее платформы для мультимасштабного моделирования и симуляции (MMSF). Авторы отмечают, что к настоящему времени им удалось добиться реалистичного механизма клеточной пролиферации в стенках артерии, проникновения в них препарата, а также натяжения виртуального сосуда. Это может использоваться для моделирования ситуаций, когда в сосуде устанавливается стент — расширяющий каркас.

«Наша модель поможет понять, почему в некоторых случаях ткани слишком интенсивно прорастают сквозь стент и сосуд повторно сужается, то есть происходит рестеноз», — сообщил соавтор работы Павел Зун (Pavel Zun).

Ученые отмечают, что большинство подмоделей, описывающих локальные процессы в сердечно-сосудистой системе, уже существует. Однако компьютерные модели, которые стремятся объединить их в систему, недостаточно согласуются с экспериментальными данными. Помимо решения этой проблемы потенциально виртуальная артерия позволит отказаться от опытов на живых организмах, ограничив подобные исследования компьютерным моделированием.

Эксперименты археологов помогли понять, как древние люди использовали различные типы факелов и каменных ламп на животном жире.