04.02.2019
Редакция Naked Science
1 501

Ученые разработали искусственную «кожу», предоставляющую сверхчеловеческие возможности

Группа исследователей из Университета Коннектикута и Университета Торонто разработала искусственную кожу, которая может дать ее обладателю сверхчеловеческие возможности. Растяжимая кожа оснащена многофункциональными датчиками, которые ощущают сильное магнитное поле, вибрацию или изменение давления.

elastica1

«Это новая группа умных носимых электронных устройств: они гибкие, растяжимые, формируемые и обладают уникальными сенсорными возможностями, имитирующими кожу человека. Однако нашей целью было создание устройства с такими способностями, которых у человеческой кожи нет. Например, с возможностью обнаруживать магнитные поля, звуковые волны и распознавать потенциально опасное поведение», — утверждает сотрудник Университета Коннектикута и один из авторов работы Ислам Моса (Islam Mosa). Результаты работы опубликованы в журнале Advanced Materials.

Искусственная кожа может иметь множество применений: например, она может помочь при утилизации опасных материалов, при роботизированных поисково-спасательных миссиях или даже помочь с удаленным мониторингом здравоохранения. Кроме того, посредством нее можно в некоторой степени вернуть чувствительность людям с ампутированными конечностями через протезы и помочь пострадавшим от ожогов.

В устройстве используется «мультимодальный трибоэлектрический наногенератор на основе феррофлюида» (multimodal ferrofluid‐based triboelectric nanogenerator, FO-TENG), который представляет собой эластичную силиконовую нанотрубку, заполненную феррофлюидом — типом жидкости из наночастиц оксида железа, которая может реагировать на магнитные поля. Трубка обмотана медным проводом, чтобы через нее могли проходить электрические сигналы.

Как утверждают авторы работы, «кожа» обладает «отличной водонепроницаемостью, совместимостью и растяжимостью» и может сохранять форму годами. Вместе с тем разработанное устройство еще мало похоже на кожу как таковую: команда исследователей должна найти способ уменьшить профиль своего трубчатого прототипа, чтобы он больше напоминал этот орган.

В ожидании одобрения Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (U.S. Food and Drug Administration) специалисты надеются вывести футуристическую кожу на рынок в течение нескольких лет. По словам Моса, существующий прототип стоит менее пяти долларов за сенсор, хотя ожидается, что рыночная цена будет выше.

Ученые факультета физической культуры Томского государственного университета в рамках гранта, поддержанного РНФ, исследуют особенности механизма усвоения глюкозы при сахарном диабете второго типа. Для этого был организован масштабный четырехмесячный эксперимент на 240 мышах, подобного которому в мире еще никто не проводил. Животные с искусственно сформированным диабетом подвергались физической нагрузке. Установлено, что вечерние тренировки лучше снижали уровень глюкозы мышей, а утренние – приводили к снижению веса. Предположительно, фактором, стимулирующим утилизацию глюкозы, выступил стресс. Ученые намерены проверить эту гипотезу.