16.01.2015
Редакция Naked Science

Ученые рассказали, почему женщины не хотят заниматься наукой

Столетие назад считалось, что женщины и наука – вещи несовместимые. Однако, как оказалось, и в наше время некоторые дисциплины остаются «закрытыми» для прекрасной половины человечества.

Исследователи провели опрос, в котором приняли участие 1 800 человек – в частности, профессора и аспиранты. Эти люди являются специалистами в самых разных научных сферах. Всем им задавали вопрос о том, что именно они считают главной причиной успешности в своем деле. Примерно половина опрошенных указала на гениальность (имеются в виду незаурядные способности) как на главный фактор успеха. Остальные респонденты сделали акцент на таких качествах как усидчивость и трудолюбие.

Выяснилось, что в некоторых науках (физика, философия) присутствует своего рода «культ гениев». Именно в таких дисциплинах количество женщин оказалось наименьшим. Но исследователи не говорят, что среди женщин мало гениев – причина явления может крыться совсем в другом. Речь в данном случае идет о внушаемости. Иными словами, в случае с рядом дисциплин используется тезис о необходимости незаурядных способностей. Эту необходимость женщины и мужчины могут воспринимать по-разному – мужчина с радостью примет вызов, а женщину такая наука «отпугнет».

Ученые не стали ограничивать исследование лишь одной гипотезой. Малое число женщин в науке они также постарались объяснить большой нагрузкой на работе, высокой конкуренцией за рабочие места и тем фактом, что мужчины лучше приспособлены к аналитическому мышлению. Однако именно гипотеза о «культе гениальности» была признана наиболее объективной.

Теперь психологи хотят объяснить, сознательно ли женщины отказываются от направлений, требующих незаурядного мышления, или же они подвергаются дискриминации со стороны научных руководителей, усомнившихся в способностях своих протеже.