Какие профессии востребованы сегодня?
12.05.2017
Редакция Naked Science

Ученые предложили новую гипотезу конвекции мантии Земли

По мнению исследователей, вещество мантии образуют два независимых друг от друга региона

o-earth-mantle-facebook

Мантия — одна из сферических оболочек, из которых состоит Земля. Она расположена между земной корой и ядром. Непосредственное исследование вещества мантии сегодня невозможно — технологии, которая позволила бы полностью пробурить кору, до сих пор не существует. Существуют амбициозные проекты таких исследований (например, недавний проект японских геологов), но ни один из них еще не удалось воплотить в жизнь. Поэтому сейчас ученые создают теоретические модели, объясняющие возможные принципы организации вещества мантии.

В новой статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, ученые из Университета Лестера заявили: согласно их исследованию, мантия Земли неоднородна, как считали раньше. По мнению ученых, она состоит из двух крупных регионов, в каждом из которых идет самостоятельный процесс конвекции. Между собой эти участки практически не смешиваются. Один из регионов расположен под Тихим океаном, другой окружает его.

Вещество верхней мантии перемещается вниз, достигая зон субдукции, где один блок земной коры частично погружается под другой. Опускаясь вниз, вещество мантии образует «занавес», не дающий следующей «волне» вещества перетечь в другой участок мантии. Достигая границы с земным ядром, вещество мантии, по словам ученых, не растекается в разных направлениях, а возвращается в тот же участок, откуда начало подъем.

Конвекция в мантии, Scientific Reports

Ученые использовали методики 3D-моделирования, палеотектонические реконструкции и данные анализа содержания изотопов гафния и неодима в земной коре. Основываясь на данных геохимических исследований и анализе движения литосферных плит, ученые предположили, что такой процесс конвекции в земной мантии мог начаться уже 550 млн лет назад.

Ранее геологи смоделировали синтез молекул воды на глубине земной мантии. Этот процесс способен вызывать мощные землетрясения.