27.04.2018, 11:43
Naked Science

Ученые: генетические факторы развития депрессии есть у каждого

Исследователи выявили новые генетические варианты, связанные с повышенным риском развития большого депрессивного расстройства.

chromosomes

Группа генетиков, в которую вошли более 200 ученых из разных стран, выявила 44 локуса, связанных с вероятностью развития большого депрессивного расстройства. Этот анализ стал одним из крупнейших исследований проблемы — ученые использовали генетические данные более 480 тысяч человек. Они пришли к выводу: какие-либо из генетических вариантов, характерных для людей с депрессией, скорее всего, есть у каждого человека на Земле. Работа опубликована в журнале Nature Genetics.

Большое депрессивное расстройство (БДР) — комплекс различных нарушений настроения, сна и концентрации, которые сохраняются у пациента не менее двух недель. Более ранние исследования показали, что оно может уменьшать объемы серого вещества в мозге. Известно, что склонность к депрессивным расстройствам может наследоваться.

Авторы новой работы провели полигеномный поиск ассоциаций (genome-wide association study). В таких работах геномы группы людей с определенным заболеванием сравнивают с данными контрольной группы без этой болезни: в новом исследовании использовали данные 135 458 человек с диагностированной депрессией и 344 901 человека без расстройства. Ученые выявили 44 различных связанных с БДР локуса — местоположения определенного гена на «карте» хромосомы. Тридцать из них обнаружили впервые. Генетики заявили: какие-либо из генетических вариантов, ассоциированных с депрессией, есть у каждого человека. По словам ученых, это не повод для беспокойства: генов, связанных с БДР, множество, и на развитие заболевания всегда влияет сочетание факторов.

Многие из найденных локусов связаны с регионами мозга, с которыми взаимодействуют некоторые современные антидепрессанты. Также исследователи обнаружили связь между факторами склонности к депрессии и другим психическим расстройствам: тревожному и биполярному. Кроме того, некоторые генетические варианты, определяющие повышенный риск депрессии, оказались «виновны» и в склонности человека к ожирению. Дальнейшие исследования отдельных вариантов покажут, как именно они связаны с различными рисками.

По словам ученых, результаты исследования помогут в разработке новых поколений антидепрессантов. Для некоторых пациентов новые препараты могут оказаться более эффективными, чем современные.