У пчел нашли универсальные иммунные гены — Naked Science

У пчел нашли универсальные иммунные гены

Международная группа ученых определила общий набор генов, отвечающих за неспецифические механизмы иммунного ответа у медоносных пчел. Результаты исследования представлены в журнале BMC Genomics.

p0295xpx

Известно, что, в отличие от позвоночных, насекомые не обладают приобретенным иммунитетом, а их реакции на патогены неспецифичны. Наиболее актуальной проблема иммунного ответа является для эусоциальных насекомых, например медоносных пчел (Apis mellifera): формат колонии обеспечивает высокий социальный иммунитет, но также повышает риск передачи возбудителя от отдельных особей. Так, болезнетворные организмы (ноземы, варроа, вирусы) рассматриваются как одна из основных причин глобального сокращения популяции A. mellifera.

Предполагается, что понимание молекулярных механизмов, связанных с реакцией на различные патогены, поможет в борьбе против сокращения численности пчел. Однако до сих пор такие исследования были сосредоточены на выявлении отдельных элементов иммунных реакций, тогда как ключевые гены иммунитета A. mellifera оставались неясными. Чтобы восполнить пробел, ученые из Немецкого центра исследований интегративного биоразнообразия (iDiv) и других учреждений разработали статистический метод направленного анализа генных продуктов по рангу (directed rank-product analysis).

В работе авторы использовали профили экспрессии 7077 генов из 19 наборов транскриптомов, полученных от инфицированных медоносных пчел. С помощью нового метода они объединили и сопоставили данные из различных исследований и выделили 344 гена. Из них 56 генов в ответ на заражение демонстрировали резкий рост экспрессии, 109 — падение, 179 — противоречивую динамику. При этом сразу к трем указанным категориям ученые отнесли ген, кодирующий антимикробный пептид гименоптецин.

По словам исследователей, наличие основного набора «иммунных» генов указывает на то, что пчелы, вероятно, идентичным образом реагируют на угрозу любого патогена. Примечательно также, что обнаруженные гены представляют собой часть пути, который консервативен в эволюции беспозвоночных. Иными словами, этот путь является общим для всех насекомых. Ожидается, что полученные данные позволят лучше понять физиологию иммунного ответа у этого класса беспозвоночных.

На поверхности Ганимеда, самого большого спутника во всей Солнечной системе, обнаружены следы самого большого ударного кратера, диаметр которого достигает 7800 километров.

Исследователи из Сколтеха, МГУ и Института проблем передачи информации имени А.А. Харкевича (ИППИ РАН) исследовали геномы около 200 штаммов бактерий, чтобы установить, без каких белков в составе рибосомы можно обойтись и почему клетка может нормально функционировать и без них.