10.12.2020
6 023

4.5

Международная группа ученых проанализировала керны донных отложений из морских глубин и пришла к выводу, что тысячи лет назад в северной части Тихого океана господствовали теплые течения, подобные Гольфстриму. Благодаря им зона Берингова пролива была значительно теплее, чем сегодня, поэтому древним людям было проще покинуть Азию и мигрировать в Америку.

Теплые течения в Тихом океане помогли древним людям мигрировать из Азии в Америку / ©Getty images

Исследование опубликовано в журнале Science Advances. Тихий океан содержит порядка половины океанской воды и является огромным резервуаром тепла и углекислого газа. Но сегодня циркуляция течений в северной его части медленная — она ограничивает перенос тепла и СО2. Кроме того, круговорот этих течений в принципе изучен плохо.

Международная группа исследователей, куда вошли ученые из Сент-Эндрюсского университета (Великобритания), Университета Париж-Сакле (Франция), а также Вашингтонского и Калифорнийского университетов (США), изучила образцы кернов отложений с тихоокеанского дна. В результате специалисты смогли реконструировать циркуляцию воды в океане и климат его северной части во время пика последнего ледникового периода.

Результаты показали совершенно другую картину циркуляции течений, чем сегодня, — во времена ледниковья они были гораздо сильнее и аналогичны тем, что существуют сейчас в Атлантике, создавая Гольфстрим, обогревающий Европу.

Ученые напоминают, что, согласно генетическим исследованиям, первые американцы поначалу жили изолированно в течение нескольких тысяч лет во время пика ледникового периода и лишь затем расселились по территориям Северной и Южной Америки. Вопрос заключается в том, где именно проживала эта популяция, отделившаяся от своих азиатских предков.

Исследование международной группы ученых предполагает — на юге Берингии, на земле, которая сегодня затоплена Беринговым проливом. Погодные условия там, согласно новым данным, вполне благоприятствовали проживанию и пережиданию ледникового периода.