Темная материя оставила дыры в потоке звезд возле Млечного Пути — Naked Science
09.09.2016
Редакция Naked Science

Темная материя оставила дыры в потоке звезд возле Млечного Пути

Кембриджские астрономы обнаружили пару обширных пустот в потоке звезд и пыли, протянувшемся к нашей Галактике от соседнего звездного скопления. Ученые предполагают, что появились они под действием компактных сгустков темной материи.

dark_matter_galaxy_pr_final

Небольшое шаровое звездное скопление Palomar 5 находится неподалеку от нашей Галактики, всего в 60 тыс. световых лет от ее центра. Под мощным притяжением Млечного Пути из него вытягивается звездный поток массой примерно в 5000 масс Солнца. Его исследовали работающие в Кембриджском университете астрономы Дэнис Эркаль (Denis Erkal), Сергей Копосов и Василий Белокуров, представив результаты работы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Стоит заметить, что такие звездные потоки – это довольно простые и хрупкие образования. Звезды в них находятся достаточно плотно, но все же гравитационное взаимодействие почти никак не связывает их. Они лишь стартовали из общей области пространства и под действием одной и той же сторонней силы движутся в одинаковом направлении, что создает иллюзию устойчивого потока. На деле любое воздействие извне легко разрушает стройную структуру звездного потока.

Так, по-видимому, произошло и с потоком Palomar 5: изучив данные его наблюдений, Эркаль и его соавторы обнаружили два «пулевых отверстия» – две области с заметно пониженной плотностью звезд. Сравнив эти данные с результатами обсчета различных компьютерных моделей, ученые показали, что точнее всего они совпадают с вариантом, согласно которому такие структуры появились при пролете плотных и компактных сгустков темной материи.

На композитном изображении поток Palomar 5 протянулся из левого нижнего угла в правый верхний / ©S.E. Koposov, D. Erkal, V. Belokurov, SDSS

«Хоть пока что мы и не знаем, из чего состоит темная материя, мы знаем, что она повсюду, – говорит Дэнис Эркаль. – Она пронизывает Вселенную и служит структурой, на которой формируются космические тела из обычного вещества, такие как звезды и галактики». По современным представлениям, десятки тысяч небольших сгустков темной материей, не успевших слиться с более крупной структурой, вращаются вокруг нашей Галактики, как астероиды вокруг Солнца. Ученые предполагают, что именно их следы сохранились в потоке Palomar 5.