29.05.2014
Редакция Naked Science
3 077

Ученые впервые введут человека в состояние анабиоза

Ученые из США планируют провести первые в истории клинические испытания по погружению людей в состояние анабиоза. Эти испытания одобрены американской Комиссией по контролю лекарств и продуктов (FDA)  и нужны для того, чтобы дать возможность хирургам спасти жизнь человеку при тяжелых ранениях и большой потере крови.

Анабиоз – состояние живого организма, при котором жизненные процессы (обмен веществ и др.) настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни. Термин был предложен в 1873 году немецким ученым Вильгельмом Прейером.

Главной задачей исследователей является нахождение возможности сохранения жизни человеку при тяжелых ранениях и большой потере крови. На это, собственно и нацелена технология охлаждения тела, которая позволит вводить человека в искусственную смерть. Жизненно важные органы в этом состоянии как бы засыпают и в меньшей степени страдают от недостатка питания. У врачей между тем появляется дополнительное время и, соответственно, шансы спасти больного существенно возрастают.

Чтобы ввести человека в состояние анабиоза, питтсбургские врачи заменят кровь больного специальным соляным раствором – он будет охлаждать тело изнутри. Восстановить циркуляцию крови и «оживить» человека можно будет при помощи аппарата искусственного кровообращения.

Технически этот процесс выглядит следующим образом. В аорту больного при помощи специальной канюли вводится охлаждающий раствор. Он проходит через сердце и достигает первого органа, нуждающегося в сохранении, – мозга. Спустя 15 минут после этого тело пациента охлаждается на10 градусов. В результате человек перестает дышать, сердце у него не бьется и мозговая активность также не регистрируется. То есть, по сути, человек умирает. Но в связи с тем, что в этом состоянии обмен веществ в клетках почти не происходит, им не нужен кислород. Бескислородные реакции позволяют выработать небольшое количество энергии, которое нужно в этом состоянии. В нормальных температурах клетки способны жить в таком анаэробном состоянии всего пару минут, а в охлажденном состоянии – часы.

После этого пациента отключают от всех аппаратов и переводят в операционную. Врачи, справившись с тяжелым ранением, выводят соляной раствор из тела больного, возвращают его кровь, после чего приступают к интенсивной терапии для оживления.

Мы останавливаем жизнь, но нам не нравится называть это анабиозом, потому что это звучит как научная фантастика. Так что мы называем это неотложное сохранение и восстановление.

– Сэмюэль Тишерман, хирург и руководитель исследования

Если пациент появляется в больнице через два часа после смерти, мы не можем его оживить. Но если его ввести в анабиоз до момента смерти, то есть шанс вернуть его к жизни, когда анатомическая проблема будет устранена.

– Питер Ри из Университета Аризоны, соавтор исследования

Данная технология введения живых существ в анабиоз была разработана учеными еще в 2000 году. Тогда Питер Ри провел испытания на свиньях. В результате эксперимента удалось вернуть к жизни 90% обреченных лабораторных животных.

После того как мы провели эти эксперименты, само определение смерти изменилось. Каждый день на работе я констатирую смерть пациентов. У них нет признаков жизни, нет ни сердцебиения, ни мозговой активности. Я подписываю бумаги, но в глубине души я понимаю, что они на самом деле не мертвы, – я могу их временно выключить. Однако вместо этого мне приходится отправлять их в морг. Это очень печально, зная, что на самом деле есть решение. Мы уже можем законсервировать клетки.

Питер Ри из Университета Аризоны, соавтор исследования

В первых клинических испытаниях по погружению людей в состояние анабиоза примут участие 10 больных, находящихся в состоянии клинической комы после большой потери крови. Результаты их выживаемости будут сравнивать с десятком аналогичных пациентов, которых будут пытаться спасти традиционными способами. На основе таких экспериментов ученые в дальнейшем смогут представить свои статистические выводы.