Спутник Плутона едва не раскололся пополам
25.03.2016

Спутник Плутона едва не раскололся пополам

Продолжая изучать информацию, которую зонд New Horizons присылает из дальних концов Солнечной системы, ученые обнаруживают все новые и новые данные о Плутоне и пяти его спутниках. Один из них – Харон – стал предметом новой работы астрономов из Израиля и США. По их мнению, структура всего экваториального региона спутника стала результатом древних катаклизмов, которые едва его не погубили.

nh-charon-neutral-bright-release

В самом деле, одной из замеченных New Horizons особенностей поверхности Харона стала ее молодость, словно совсем небольшой спутник каким-то образом сохраняет геологическую активность. На заметно более крупных телах, способных питать эту активность энергией собственных недр, или на небольших, но получающих ее от близкого Солнца или планеты-гиганта, это было бы естественным. Но для крошечного Харона, находящегося на расстоянии нескольких миллиардов километров от Солнца возле небольшого Плутона, эта активность весьма интригует.

А между тем она должна быть: на снимках, сделанных New Horizons, видно, что вдоль почти всего экватора Харона тянется впечатляющая цепочка каньонов. Достигая ширины более 50 км и глубины в несколько километров, они пересекаются с участками резких «скальных» возвышенностей. Чтобы все это появилось, без какой-либо активности не обойтись. Подозревается даже, что под слоем льда на Хароне может найтись жидкая вода или, по крайней мере, она была там в прошлом. Недавно эти геологические особенности появились в компьютерной модели, созданной астрономами израильского института Технион.

Ученые представили молодой Харон, густую взвесь из воды и водного льда с фрагментами каменистых пород и заключенными в них радиоактивными элементами, распад которых слегка подогревал всю смесь. Это делало лед более податливым для сил гравитации, которых хватило на то, чтобы миллионы лет сжимать спутник, уменьшая его в размерах. При этом лед на его поверхности, слишком далекий от источников тепла, его действию практически не поддавался. Разумеется, возникшие напряжения между поверхностными слоями спутника и его недрами должны были «сброситься». И действительно, проведенное учеными моделирование показало, что пока внутренние слои Харона уменьшались, внешние трескались, образуя каньоны.

Но моделирование пошло и дальше, показав, что последующее замерзание недр могло привести к расширению спутника и возникновению на поверхности «скальных» подъемов. Наконец, когда радиоактивность нагрела и каменистые породы самого ядра Харона, лед снова подтаял, вызвав расширение спутника и увеличение трещин на поверхности. Такой процесс длительных колебаний в размерах вполне мог вызвать длинный раскол его поверхности и создать впечатляющие горные гряды, которые тянутся вдоль экватора Харона. Но почему именно вдоль экватора? Авторы работы признаются, что пока ответа на этот вопрос нет.

Космическое ведомство США может в обозримом будущем организовать две миссии, направленные на исследование Венеры, а также полеты к спутникам Юпитера и Нептуна.