Найден способ «разглядеть» микрочастицы в атмосферах далеких планет — Naked Science

Найден способ «разглядеть» микрочастицы в атмосферах далеких планет

Данные с Кассини, MRO и других аппаратов позволили ученому найти способ, который поможет обнаруживать частицы диаметром с человеческий волос на далеких экзопланетах.

290280main_fomalhaut_concept_HI

Открытие пришло из довольно неожиданной области.

Эффект относится к знакомому феномену, известному как Рэлеевское рассеяние. И это то, что видел каждый человек – оно делает небо синим.

Эдриан Браун, Институт SETI

Чтобы обнаружить мельчайшие объекты, достаточно изучить спектр излучения атмосферы той или иной планеты с вниманием к его синему диапазону. По словам Брауна, это связано с тем, что определенные частицы (примерно от 0,1 до 1 микрометра в диаметре) рассеивают свет именно таким образом – отражая синий оттенок.

Изучив спектроскопические данные с ряда космических аппаратов («Кассини», MRO), а также с нескольких наземных телескопов, ученый обнаружил искомое посинение в спектре многих небесных тел Солнечной системы, включая Сатурн, Марс и Луну.

Браун отмечает, что для достижения этого оптического эффекта в пределах зрения должно оказаться сразу множество частиц примерно одинакового диаметра. Если размер в среднем отличается, то цвета могут быть другими, а если микрочастиц слишком много, то цвет объекта может стать белым. Например, как земные облака, из-за высокой концентрации частиц воды в газообразном состоянии.

Этот эффект может помочь ученым в исследовании экзопланет, считает Браун.

Этот метод может позволить нам найти частицы крайне малого размера либо в атмосфере, либо на поверхности экзопланеты, которая  находится в тысячах световых лет от нас.

Эдриан Браун, Институт SETI

Более подробно об исследовании Брауна можно почитать в его статье, опубликованной в журнале Icarus.