01.11.2014
Редакция Naked Science

NASA опубликовало видео 10 самых мощных солнечных вспышек октября

Конец октября отметился сильным всплеском солнечной активности. Виновником оказалось крупнейшее за последние 24 года солнечное пятно AR 12192, которое с 19 по 28 октября «выстрелило» десятью мощными солнечными вспышками. Аппарат NASA SDO запечатлел каждую из них.

ar2192-flares2_0

Активная область Солнца AR 12192 была настолько огромной, что ее можно было заметить невооруженным глазом, если надеть специальные солнцезащитные очки – такие, какие используют для наблюдения солнечных затмений.

По расчетам NASA, солнечное пятно занимало 1,65 миллиардов квадратных километров, что делает его 33-м по величине среди всех активных областей Солнца, наблюдавшихся с 1874 года.

Движение крупнейшего с 1990 года солнечного пятна по поверхности Солнца 17-29 октября / © NASA/SDO

В конце октября AR 12192 стало источником 6 вспышек X-класса (высший по мощности класс вспышек), а также четырех вспышек следующего за ним M-класса.

Несмотря на впечатляющую «плодовитось» по солнечным вспышкам, активная область не произвела ни одного коронального выброса массы.

Вместе с видео сотрудники NASA и члены миссии космической обсерватории SDO опубликовали даты вспышек (время – EDT, которое равняется московскому времени +8 часов; после времени – классификация вспышки):

Окт. 19, 1:01           X1.1
Окт. 21, 21:59         M8.7
Окт. 22, 10:28         X1.6
Окт. 24, 17:41         X3.1
Окт. 25, 13:08         X1.0
Окт. 26, 6:56           X2.0
Окт. 26, 20:34         M7.1
Окт. 27, 6:09           M6.7
Окт. 27, 10:47         X2.0
Окт. 28, 23:32         M6.6

var params = {“playlist”:[{“title”:”Наблюдения аппарата SDO за солнечными вспышками 17-28 октября, в графике показаны пики рентгеновского излучения”,”posterUrl”:””,”video”:[{“url”:”https://www.youtube.com/watch?v=sUKxalPIQOc”}],”duration”:0}],”uiLanguage”:”ru”,”width”:709,”height”:399,”design”:{“color”:{“scheme”:”dark”,”buttonBg”:””,”buttonNormal”:””,”buttonHover”:””},”skinName”:”islands”}}; player.embed(params);
29 октября пятно оказалось на уже недоступной инструментам SDO стороне звезды, дальнейшая его судьба пока неизвестна.

В NASA отмечают, что данные, полученные по вспышкам и самому пятну AR 12192, предоставляют много пространства для исследований, которые в будущем могут привести к более точным прогнозам солнечной активности.