25.04.2014
Редакция Naked Science

Новосибирские ученые будут разрабатывать вирусы, убивающие раковые клетки

В Новосибирском государственном университете состоялась презентация лаборатории по созданию онколитических вирусов, разрушающих раковые клетки.

yvC69CunZUo

В первой за Уралом лаборатории микробиологии и вирусологии, презентация которой состоялась в Новосибирском государственном университете, ученые будут работать над созданием вирусов, способных убивать раковые клетки.

Идея использования вирусов для терапии рака возникла давно, еще до применения химиотерапии. Было замечено, что при многих вирусных заболеваниях у человека происходит спонтанная регрессия злокачественной опухоли, но было непонятно, как это происходит. Кроме того, вирусы сами по себе патогенны. Опухолевая клетка беззащитна перед вирусами, у нее нет противовирусной защиты. Поэтому если вирус патогенный, то его можно использовать для уничтожения раковых клеток. В лаборатории мы будем изучать, насколько данный вирус патогенный для опухолей и насколько у него широкий спектр действия. Кроме того, мы собираемся разрабатывать специальные штаммы вирусов, которые будут обладать усиленными онколитическими свойствами за счет введения особых терапевтических генов.

– Петр Чумаков, доктор биологических наук, руководитель лаборатории

Ученый также рассказал, что будут вестись работы по созданию технологий встраивания в геномы онколитических вирусов генов-предохранителей. Это позволит в любой момент выключить вирус (к примеру, если он больше не нужен в организме или же начал давать нежелательные побочные эффекты).

В настоящий момент, как отметил Чумаков, ученые будут работать только с непатогенным энтеровирусом и некоторыми вакцинными штаммами.

Мы разрабатываем большую линейку препаратов, нацеленных на широкий спектр онкологических заболеваний рак молочной железы, толстого кишечника, мозга, легких.

– Петр Чумаков

Во многих странах уже ведутся подобные испытания, а в Китае и Латвии даже созданы препараты на основе онколитических вирусов. Однако они узконаправленного действия и предназначены только для лечения меланомы.

Новосибирская лаборатория микробиологии и вирусологии была создана в рамках правительственного мегагранта в соответствии со всеми мировыми требованиями  по биобезопасности.