Российско-американский спутник помог разгадать тайну долгих гамма-всплесков

Взаимодействие между американскими и российскими учеными привело к объяснению феномена многочасовых гамма-всплесков.

17 сен 2014 Олег Овечкин Комментариев: 0

На следующей неделе международная группа ученых представит в Санкт-Петербурге результаты своего исследования продолжительных гамма-всплесков.

Гамма-всплески – это узкие лучи из частиц, представляющие собой выбросы мощнейшей энергии в виде жесткого гамма-излучения – к примеру, после взрыва сверхновой. Гамма-всплески являются наиболее яркими (человеческий глаз, однако, их не воспринимает) электромагнитными событиями во Вселенной.

Обычно они длятся от нескольких миллисекунд до часа, однако недавно были открыты продолжительные гамма-всплески, которые могут длиться в течение нескольких часов. Это открытие поставило ученых в тупик, так как объяснения данному феномену поначалу найти не удавалось.

Недавнее открытие продолжительных гамма-всплесков подняло вопрос о том, не нужна ли нам какая-то новая физика, чтобы объяснить эти явления, однако наша работа предлагает значительно более простое решение. Анализ данных показывает, что долгие гамма-всплески можно объяснить обычными взрывами, происходящими в имеющей малую плотность среде и за облаками межзвездной пыли (относительно наблюдателя на Земле).

- Дэвид Барроус (David Burrows), Университет Пенсильвании

Судя по всему, ученые имеют в виду феномен «медленного света». При определенных физических характеристиках облака, через которое гамма-частицы после взрыва должны пролететь, чтобы достичь наблюдателя на Земле, облако может задержать свет в своей внутренней области. Фотонам в этом процессе приходится долго «рикошетить» внутри облака, прежде чем выйти на другую сторону и продолжить путь к земному наблюдателю.

Перед тем, как прийти к полученному выводу, ученые наблюдали пятичасовой гамма-всплеск GRB 130925A с помощью двух астрономических инструментов – рентгеновского телескопа на борту международного космического аппарата Swift, а также российского прибора «Конус» на борту спутника Wind.

По словам ученых, без содействия двух групп ученых – команд Swift и «Конуса» - получение столь плодотворных результатов было бы невозможно.

Это исследование важно не только в научном плане. Оно демонстрирует важность международного сотрудничества в ведении наблюдений.

- Дик Виллингейл (Dick Willingale), Университет Лестера

Ученые также намекают на «Бритву Оккама» и отмечают, что простота объяснения их нисколько не удивляет.

Главной причиной того, что эти результаты нас удовлетворяют, является то, что ученые обычно предпочитают наиболее простое объяснение загадочным явлениям.

- Дэвид Барроус (David Burrows), Университет Пенсильвании