17.02.2014
Редакция Naked Science

Рождение и смерть в камне

Обнаружена уникальная окаменелость, на которой самка древней морской рептилии навеки «запечатлена» прямо в момент рождения детеныша ? кстати, головой вперед.

dino-birth

Замечательно сохранившаяся окаменелость демонстрирует одного из самых ловких в ту эпоху ? и известных в наше время ? морских хищников, ихтиозавров. Подобно современным млекопитающим китам и дельфинам, эти рептилии, вернувшись к плаванию, снова обрели внешний вид, больше напоминающий рыб. Однако они все-таки были рептилиями, типичными представителями «эры динозавров». Предки их стали переходить к водному образу жизни, как считается, после Великого Пермского вымирания ? в начале Триасового периода, между 251 и 247 млн лет назад.

Подобно некоторым другим рептилиям ихтиозавры дышали воздухом и были живородящими: прежде палеонтологи не раз обнаруживали останки этих беременных рептилий. Но как они рожали – «по-людски», головой вперед, или наоборот, вперед хвостом, толком сказать невозможно. Дело в том, что подавляющее большинство воздуходышащих морских созданий, в том числе киты и дельфины, рожают вперед хвостом, чтобы новорожденный не задохнулся в воде. На суше, как известно, все наоборот. И у ранних предков тех же китов, еще не до конца освоившихся в водной среде, роды головой вперед еще сохранялись.

Как обстоит дело у ихтиозавров, сказать до сих пор было невозможно. Но вот недавно обнародовано удивительно яркое свидетельство ? окаменелость, в которой древняя представительница вида Stenopterygius ichthyosaur «запечатлена» непосредственно во время родов, происходивших где-то 201-145 млн тому назад ? половина новорожденного уже покинула ее утробу и движется… головой вперед.

Окаменелость, на которой самка древней морской рептилии навеки «запечатлена» прямо в момент рождения детеныша

©Ryosuke Motani

Живорождение, как считается, возникло независимо у как минимум 140 различных видов, в том числе у примерно сотни рептилий – также и у плезиозавров и мозазавров. При этом новая окаменелость является одним из древнейших примеров живорождения, относится она к самому началу Мезозойской эры.

Стоит сказать, что Chaohusaurus ichthyosaur ? один из древнейших родов ихтиозавров, находка примерно на 10 млн лет старше до сих пор известных окаменелостей беременных ихтиозавров. Калифорнийские палеобиологи, представившие находку, полагают, что смерть наступила в результате каких-то осложнений непосредственно в процессе рождения, причем мать умерла почти мгновенно ? детеныш оказался заперт полурожденным.

Окаменелость была обнаружена на юге Китая почти случайно, при исследовании отложений более позднего периода, содержавших останки рыб Saurichthys. Теперь она находится в Геологическом музее Аньхой.