Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
02.12.2016
Редакция Naked Science

Растения нашлись в горах на рекордной высоте

Высшие растения установили неожиданный рекорд произрастания на высокогорье. Ученые обнаружили сразу несколько образцов в 6 км над уровнем моря.

thylacospermum8

Высокогорье с его жестоким климатом – сложная для выживания ниша. Помимо холода, разреженного воздуха и ветров местной растительности приходится переживать долгие периоды «засухи»: вода в форме снега им недоступна, поэтому в этой снежной пустыне встречаются лишь некоторые водоросли и мхи, отлично приспособленные к пересыханию. От сосудистых растений – а к ним относятся практически все, кого мы в быту привыкли называть растениями – таких способностей биологи не ждали.

Экспедиция Ботанического института Чешской академии наук во главе с Иржи Долезалем (Jiri Dolezal) отправилась на запад Гималаев, в окрестности индийского города Ладакх. Здесь, в разреженном воздухе на высоте 6150 м над уровнем моря, ученые наткнулись на «полянку», где произрастало целых шесть видов подушкообразных растений. Похожие на моховидных, они являются одними из самых адаптированных к экстремальным условиям сосудистых растений. Однако на такой высоте ученые не ожидали найти даже их.

В статье, опубликованной журналом Microbial Ecology, Долезаль с соавторами сообщают, что растения были размером не больше монеты, но выглядели совершенно здоровыми и нормальными. В их листьях обнаружились повышенные количества полисахаридов-«антифризов», а сами листья были свернуты в розетки, где удерживался более теплый воздух. На тонких срезах под микроскопом удалось насчитать до 20 годовых колец.

Интересно, что биологи не обнаружили у их корней никаких признаков микоризы – симбиотических грибков, характерных для высших растений. По-видимому, в этих условиях их роль на себя частично взяли бактерии: ученые действительно отметили у этих растений необычную и сложную бактериальную микрофлору корней. Преобладали в ней Sphingomonadales и Sphingobacteriales, почвенные микробы, которые прежде обнаруживались в жарких пустынях.

Ученые считают, что необычный высотный оазис – лишь первая ласточка. Высшим растениям необходимо хотя бы 40 теплых дней в году для минимального роста, и глобальное потепление предоставит им такую возможность даже на прежде недоступном высокогорье.