Растение притворяется грибом, чтобы привлекать опылителей — Naked Science

Растение притворяется грибом, чтобы привлекать опылителей

Цветы японского растения аспидистры очень похожи на грибы и пахнут почти так же; ботаники доказали, что такая форма и запах позволяют обманом привлекать мелких насекомых, которые переносят пыльцу аспидистры.

Травянистое растение Aspidistra elatior (оно же популярное комнатное растение аспидистра высокая) растет в южной части Японского архипелага, на острове Куросима. До недавнего времени ботаники полагали, что у этого растения очень необычная стратегия опыления; считалось, что пыльцу A. Elatior переносят слизни и мелкие рачки.

Цветки у аспидистры красновато-фиолетовые, мясистые; они расцветают очень близко к поверхности почвы и часто оказываются укрыты листьями. Цветки внешне больше напоминают плодовое тело гриба. Мелкие двукрылые насекомые часто принимают цветы A. elatior за грибы, которые составляют основу их рациона, и садятся на лепестки; в это время пыльца попадает на тело мошек. Перелетая от цветка к цветку, мошкара опыляет аспидистру.

Не все цветковые растения опыляются насекомыми; пыльцу некоторых видов бананов разносят летучие мыши, растения рода Бэнксия опыляют опоссумы. Раньше в этот список включали и аспидистру; считалось, что ее пыльцу разносят слизни (брюхоногие моллюски без раковины). Эту теорию подкрепляли многочисленные наблюдения, но все они были сделаны вдали от естественного ареала A. Elatior, в Европе. В 2009 году был опубликован отчет о том, что цветы аспидистры привлекают мошкару — мелких насекомых, которые обычно питаются грибами, однако делать выводы по одному свидетельству не стали.

В 2015 году японские ботаники из Университета Кобе начали наблюдения за дикорастущей аспидистрой. Наблюдения велись два года подряд, во все времена года, круглосуточно. За все это время к цветкам не приблизился ни один моллюск, но цветы были опылены, и на их месте завязались плоды. Единственными животными, которое оказывались рядом с цветами достаточно часто, чтобы считаться опылителями, были мелкие двукрылые, которые обычно питаются грибами. Гипотеза о том, что они и есть главные переносчики пыльцы аспидистры, подтвердилась. Результаты наблюдений и выводы биологов опубликованы в онлайн-версии журнала Ecology, кратко о нем рассказывает портал Science Daily.

Исследователи полагают, что сходство цветов A. Elatior с грибами неслучайно; именно оно привлекает насекомых-опылителей, поэтому специфическую форму и цвет этого растения, а также выраженный почвенный запах можно считать мимикрией: растение притворяется грибом, чтобы привлекать тех, кто разнесет его пыльцу.