Раскрыты новые детали гибели и восстановления насекомых в «великом» Пермском вымирании — Naked Science

Новые палеонтологические находки в Китае позволили отодвинуть появление насекомых с полным метаморфозом намного дальше в прошлое.

insect0

Массовое пермское вымирание стало самым масштабным в истории жизни на Земле и поставило условную границу между палеозойской и мезозойскими эрами. Из-за вулканической активности и вызванного ею глобального потепления тогда исчезло более 95 процентов всех морских видов и свыше 70 процентов сухопутных позвоночных. В этой уникальной катастрофе пострадали даже насекомые, потеряв более 80 процентов видового разнообразия.

Погибли примитивные твердокрылые жуки, гигантские тараканы и стрекозы, процветавшие еще накануне катаклизма. Однако спустя уже несколько десятков миллионов лет насекомые восстановились, превратившись в процветающий, до сих пор самый разнообразный и многочисленный класс животных на Земле. Как им это удалось, помогли узнать богатые местонахождения ископаемых останков, исследованные китайскими палеонтологами. Статья Сухин Чан (Su-Chin Chang) и ее коллег опубликована в журнале Science Advances.

Авторы обследовали пять участков на северо-западе Китая, в провинциях Синьцзян и Шэньси. Два из них определили как древние озера, заполненные окаменевшими осадочными породами эпохи Пермского вымирания. Разделенные более чем 2000 километрами, они оказались богаты останками насекомых — отпечатками крыльев, коконов и тому подобное. В общей сложности ученым удалось собрать порядка 800 образцов. Для одного местонахождения они датированы временем 237-238 миллионов лет назад, для второго — 230 миллионов лет назад, — 15-20 миллионов лет после Пермского вымирания.

Некоторые образцы, найденные на северо-западе Китая / ©Daran Zheng

Работа показала, что уже к этому времени на планете появились такие сложные насекомые, как мухи и современные жуки, проходящие через полное превращение (со стадией куколки), в отличие от более примитивных насекомых с неполным превращением (кузнечики, тараканы и так далее). В более современных останках обнаружены представители десяти семейств шести отрядов, включая жесткокрылых (жуков), полужесткокрылых, ручейников, скорпионниц, из которых 65 процентов проходят полный метаморфоз.

Все это позволило показать, что насекомые с полным превращением (на них сегодня приходится большинство представителей этого класса) появились и начали диверсифицироваться еще до Пермского вымирания — в среднем и позднем триасе. К тому же времени можно отнести и появление водных насекомых — разнообразных водных жуков и ручейников, — которые, как считалось прежде, начали развиваться лишь 130 миллионов лет назад.

Ученые из Корнеллского университета провели исследование, в котором показали, как вкусовая чувствительность связана с политическими предпочтениями. Так, например, высокая вкусовая чувствительность, выраженная в высокой плотности грибовидных сосочков языка, коррелирует с консервативными взглядами.

Астрономы обнаружили предполагаемую экзопланету в галактике Водоворот. Это первое открытие потенциальной планеты вне пределов Млечного Пути.

В сентябре 1941 года немцы сомкнули крупнейшие «клещи» в земной истории — ударами с юга и севера они окружили на Восточной Украине полумиллионную группировку Красной армии под Киевом. Получившийся котел и по размерам был самым большим из когда-либо реализованных. Что стало причиной этого катастрофического провала? Почему РККА допустила его в момент, когда никакой внезапности уже не было? Попробуем разобраться.

Новые оценки скорости таяния льдов Антарктиды и Гренландии показали, что они теряют массу в соответствии с худшими прогнозами экспертов по климату.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.