21.12.2016
Редакция Naked Science

Птицы-паразиты оказались расчетливыми «маньяками»

Международная группа ученых обнаружила, что гнездовые паразиты могут планировать закладку яиц в гнезда животных-хозяев и возвращаться на «место преступления». Результаты работы опубликованы в журнале Behavioral Ecology and Sociobiology.

cc_istock-182212934_16x9

Гнездовой паразитизм — тип манипуляции, при котором животное-паразит использует животное-хозяина для выращивания своего потомства. У позвоночных явление распространено среди птиц, например некоторых кукушек (Cuculidae). При этом закладка яиц в чужие гнезда требует сноровки: если оно появится в гнезде слишком рано, то будет выделяться; поздно — и птенец паразита не получит должного внимания. Специфика такого поведения изучена недостаточно.

В новой работе ученые из Университета Буэнос-Айреса и Оксфордского университета изучили гнездовой паразитизм у крикливых (Molothrus rufoaxillaris) и блестящих (Molothrus bonariensis) коровьих трупиалов. Авторы прикрепили радиометки к 74 самкам паразитов и установили видеокамеры над гнездами их основных хозяев — белобрового певчего пересмешника (Mimus saturninus) и белокрылого трупиала (Mimus saturninus). Наблюдения велись с 2012 по 2014 год.

Результаты показали, что перед закладкой яиц паразиты осматривают гнездо потенциального хозяина и стараются синхронизировать цикл яйцекладки. После совершения закладки трупиалы склонны посещать эти гнезда вновь, причем крикливые трупиалы делают это в 27 раз чаще, чем блестящие. По мнению ученых, это может быть связано с тем, что у птиц, которые обычно становятся хозяевами для птенцов крикливых трупиалов, менее предсказуемый цикл яйцекладки.

Проверка в этом случае может носить навязчивый характер: одна из самок крикливого трупиала за время наблюдений посетила одно и то же гнездо 39 раз. Между тем блестящие трупиалы часто избегают хозяйских гнезд. Авторы связывают это с привычкой «помечать» яйца в однажды посещенном гнезде с помощью выдалбливания в них отверстий. Нередко это приводит к гибели чужих птенцов и даже сокращению видов, например шафранного кассика (Xanthopsar flavus).

Понимание того, как действуют животные-паразиты, поможет предотвращать сокращение видов, отмечают ученые. При этом ответственность за поведение паразитов они возлагают и на человека: распространение искусственных лесов и сельхозугодий создает для паразитизма благоприятные условия. «Трупиалы выполняют эволюционную программу. Человек упрощает им задачу», — сообщил представитель Иллинойсского университета Джеффри Хувер (Jeffrey Hoover).