Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
16.11.2016
Редакция Naked Science

Психологи научились идентифицировать личность по «отпечатку мозга»

Сети взаимосвязей между нейронами, паттерны, действующие в нашем мозге, у каждого уникальны и неповторимы. Ученым удалось снять картину таких паттернов и идентифицировать добровольцев по этим «отпечаткам» со 100-процентной точностью.

В том, что коннектом – совокупность нейронных паттернов – каждого мозга уникален, нет ничего нового. Именно эти невероятно сложные сети отвечают за все, чем занят мозг, начиная от дыхания и заканчивая возникновением самосознания. Ученые прилагают немало усилий для полного картирования всех связей в коннектоме, но пока эта задача лежит за пределами наших возможностей. Как правило, такие работы ограничиваются более грубой картиной взаимосвязей между отдельными участками мозга, а не нейронами.

Профессор Университета Карнеги – Меллон Тимоти Верстайнену (Timothy Verstynen) и его коллеги работали все же с точностью «до нейрона», ограничив наблюдения МРТ небольшим участком белого вещества у поверхности мозга. В общей сложности были рассмотрены данные по мозгу 699 добровольцев, составив такие «отпечатки мозга» для каждого случая. Впоследствии ученые провели с подопытными более 17 тыс. сеансов идентификации, получая снимки МРТ и после сопоставления с предыдущими данными определяя их личность. По данным, которые они приводят в журнале PLOS Computational Biology, точность оказалась стопроцентной.

«Это подтверждает то, что мы в нейронауках всегда знали, – говорит Верстайнен, – что паттерны связей в вашем мозге – они уникальны». Ученый добавляет, что во многом они определяются наследственностью, но ключевую роль в формировании уникальной картины взаимосвязей между клетками мозга играют индивидуальное развитие и личный опыт, поэтому даже у однояйцевых близнецов одинаковы не более 12 процентов нейронных паттернов.