03.10.2016
Редакция Naked Science
1 970

Противотуберкулезные свойства витамина D показали на млекопитающих

Международная группа ветеринарных патологов обнаружила, что витамин D может снижать тяжесть туберкулезной инфекции у млекопитающих. Результаты работы представлены в журнале Research in Veterinary Science.

mndfnvjdkmptw6fkmevdqng1

Туберкулез — инфекционное заболевание человека и животных, которое вызывается микобактериями группы Mycobacterium tuberculosis. Основными носителями инфекции, в частности Mycobacterium bovis, среди крупного рогатого скота являются кабаны (Sus scrofa) и благородные олени (Cervus elaphus). На юге Европы заболевание животных особенно распространено в Испании.

Ранее связь витамина D с тяжестью туберкулеза была подтверждена в испытаниях на людях. Так, в 2013 году ученые из США провели эксперимент, в рамках которого 259 пациентам с туберкулезом легких внутримышечно вводился витамин D3 (холекальциферол) или плацебо. Спустя 12 недель участники экспериментальной группы демонстрировали более выраженный рост веса тела и секреции гамма-интерферона (IFN?) — цитокина, который участвует в формировании иммунного ответа против инфекций.

В новой работе ученые организовали аналогичный эксперимент на 20 благородных оленях и 20 кабанах. Половина особей получала пищу с добавлением витамина D3, остальные — без добавлений, и проводился тест на наличие в их организме M. bovis. Затем инфицированные животные были условно разделены на животных с генерализованным туберкулезом и с локальным первичным. По сывороточным уровням витаминов D2 (эргокальциферол) и D3 авторы также изучали различия внутри группы зараженных особей.

Результаты показали значимую корреляцию между снижением тяжести заболевания и приемом витамина. При этом эффект оказался более выраженным в случае особей с первичным локальным туберкулезом. По словам ученых, это может говорить в пользу коррекции рациона диких животных как меры профилактики туберкулеза. Применение витамина D в этой связи является экономически выгодным способом сократить распространенность инфекции.

Отмечается, что результаты работы могут быть распространены на других носителей туберкулеза животных, например барсуков (Meles meles). В ближайшее время ученые изучат влияние витамина D на инфекцию у изюбря (Cervus elaphus xanthopygus) — подвида благородного оленя.

Витамин D — группа биологически активных веществ, представленных в двух формах: D2 и D3. Последняя синтезируется под действием ультрафиолета. Главной функцией витамина является обеспечение всасывания фосфора и кальция из пищи в тонком кишечнике, а его открытие привело к обнаружению способа лечения детского рахита. Долговременный дефицит витамина D может повышать риск возникновения рака, остеопороза, сердечно-сосудистых заболеваний.