26.11.2013, 07:03
Руслан Зораб

Причина Пермского вымирания ? кислотные дожди

Американские ученые из Массачусетского технологического университета (MIT) предположили, что самое массовое вымирание в истории планеты ? Пермское ? могло произойти по причине кислотных дождей.

Permian-Period

Напомним, что Пермское вымирание произошло примерно 252 млн. лет назад, при этом погибло 96% всех морских биологических видов и 70% наземных позвоночных. Катастрофа стала единственным известным массовым вымиранием насекомых.

Причина столь масштабного исчезновения всего живого на планете давно является предметом научных споров. Среди версий, которые выдвигаются учеными, на сегодняшний день основными считаются: столкновение Земли с крупным астероидом, подобным тому, который уничтожил динозавров 186 млн. лет спустя, глобальные потери кислорода в океанах, а также экологическая катастрофа, вызванная массивными вулканическими извержениями, так называемых, «сибирских траппов».

Пермский период

©Иллюстрация Treena Joi

«Представьте, что вы ? это растение, которое беззаботно растет в условиях жаркого Пермского климата, ? говорит ученый из MIT, Бенджамин Блэк. ? Конечно, с каждым днем климат становится все жарче, но у вас и ваших «родственников»-растений все-таки есть время, чтобы приспособиться к этому. Но вдруг, совершенно неожиданно, на ваши головы проливается кислотный дождь. Понятно, что для вас это стало бы шоком, и вы не успели бы приспособиться».

Специалисты пришли к выводу, что масштабные вулканические извержения в Сибири начались ближе к концу Пермского периода и продолжались еще порядка миллиона лет. Объем выброшенной магмы составил несколько миллионов кубических километров ? такого «одеяла» достаточно, чтобы полностью накрыть континентальную часть США. Вся эта магма выпускала из себя огромное количество парниковых газов. Это привело к постепенному, но мощному глобальному потеплению. Поэтому исследователи создали также и модель, показывающую, насколько мог быть истощен озоновый слой Земли. Они пришли к выводу, что в те времена могло быть уничтожено от 5 до 65% озонового слоя. Это могло существенно повлиять на увеличение воздействия на планету ультрафиолетового излучения. Наибольшее «оголение» озонового слоя произошло вблизи полюсов. Поэтому, похоже, что Пермское вымирание было вызвано все-таки не одной, а несколькими причинами.