Предок китов оказался самым «кусачим» млекопитающим в истории — Naked Science

Предок китов оказался самым «кусачим» млекопитающим в истории

Ученые оценили силу укуса древнего китообразного Basilosaurus isis. Обитавший в морях 40 млн лет назад зверь раскусывал, как орешки, даже самые серьезные черепа. При размере тела до 16 м его почти метровые челюсти способны были производить усилие более 1600 кг – больше любого другого млекопитающего в истории.

tumblr_n4g5kvpnfw1s3ept9o1_1280

Современные киты – потомки археоцетов, появившиеся около 34 млн лет назад, в раннем олигоцене. И между ними есть одна большая разница: сегодня китообразные не кусают и не грызут свою пищу, одни из них лишь фильтруют планктон, а другие просто хватают и заглатывают жертву целиком, разве что иногда разрывая ее на крупные куски.

Древние китообразные, такие как Basilosaurus isis, вели себя совершенно иначе. Название его напоминает о динозаврах, и хотя рептилией он не был, челюсти этого кита позволяли ему рвать, кусать и грызть добычу «на уровне» самых свирепых ящеров. Недавно ученые сопоставили реконструированный череп этого вымершего кита с отметками его зубов, найденными на черепе молодого кита Dorudon atrox, на которого охотился этот хищник.

Кроме того, был дополнительно изучен почти целый скелет B. isis, обнаруженный на территории Египта еще несколько десятилетий назад, – общая длина ископаемого монстра составляет 16 м, при размере черепа более 1 м.

Палеонтологам удалось создать трехмерную модель и оценить силу, которую способны выдержать зубы чудовища и развить его челюсти, глубину проникновения в череп жертвы и другие факторы. По их данным, B. isis способен был на укус с усилием минимум 16,4 КН. Эта колоссальная величина в разы больше, чем у любого другого известного млекопитающего, хотя до настоящих ящеров, включая крокодилов и тираннозавров, древним китам было, все-таки, далеко.