12.05.2016
Редакция Naked Science

Предложен список газов, которые могут выдать жизнь на далекой экзопланете

Если где-то на далекой планете есть жизнь, ее присутствие не так просто заметить. Американские ученые составили полный список газов, наличие которых в атмосфере может дать нужные указания на жизнь земного типа или весьма непохожую на нашу.

astrobio_award

Пока что поиски потенциально обитаемых экзопланет сконцентрированы на тех из них, которые обладают близкими к Земле размерами и орбитальными характеристиками. Однако мало-помалу начинают изучаться и их атмосферы. Присутствие в них определенной смеси газов может дать дополнительные доводы в пользу долгожданной находки. Первый – и весьма подробный – список таких веществ Януш Петковски (Janusz Petkowski) и его коллеги по Массачусетскому технологическому институту (MIT) публикуют в журнале Astrobiology.

На Земле известны тысячи газообразных соединений, вовлеченных в деятельность живых организмов. Однако в достаточных количествах в атмосфере присутствуют лишь несколько, среди них стоит выделить кислород, метан и оксид азота (I). На других планетах с иной геологий и экологией, другими температурными и орбитальными характеристиками этот список может быть совершенно иным. Поэтому авторы статьи предположили, что в принципе подходящие молекулы должны удовлетворять лишь нескольким ключевым условиям: быть стабильными (в том числе в присутствии воды), быть летучими (при средней температуре и среднем давлении) и содержать атомы легких элементов (помимо водорода).

Разумеется, такой широкий подход дал исключительно большое количество веществ: около 14 тыс. 2500 из них содержат привычные нам «биологические» элементы Периодической таблицы: углерод, азот, кислород, фосфор, серу и водород – и не более шести атомов. Еще 900 с привычной точки зрения – это типичные неорганические газообразные вещества и 11 тыс. – галогенизированные соединения, содержащие хлор, фтор, бром, йод и даже астат.

Лишь 622 из газов первой группы встречаются на Земле и имеют биогенное происхождение, из второй и третьей у нас обнаруживаются совсем редкие вещества: список трактует жизнь и ее химию весьма расширительно. Однако, возможно, в этом есть определенный смысл. В конце концов, пока что мы понятия не имеем, как может выглядеть внеземная жизнь и на каких биохимических основах она может существовать.

Проверку этому списку на прочность можно устроить и на Земле. Мы далеко не полностью понимаем биохимию жизни на нашей планете, и львиная доля живых организмов остается неизвестной науке, а потому неизученной. Возможно, новые работы позволят уточнить предложенный Петковски и его коллегами перечень и сделать его более определенным.