Поющие чаши изменили электрическую активность мозга

Поющие чаши изменили электрическую активность мозга

Ученые отметили, что такой эффект оказывает только исполнение музыки, при прослушивании записи показатели остаются неизменными.

Известно, что музыка положительно влияет на когнитивные способности человека. Исследование, проведенное в 2007 году, показало: после прослушивания классических произведений пожилые люди намного лучше справлялись с задачами, связанными с рабочей памятью.

Это не единственный довод в пользу увлечения музыкой. Согласно другому исследованию, игра на музыкальных инструментах в юности помогает сохранить слух много лет спустя.

Чтобы испытать положительный эффект, не обязательно посвящать музыке много лет подряд. Авторы нового исследования, опубликованного в Journal of Neuroscience, установили: даже короткий сеанс игры на музыкальном инструменте вызывает изменения электрической активности мозга. По словам ученых, для этого необходимо извлекать звук самому, прослушивания музыки недостаточно.

В эксперименте участвовали 32 человека, их средний возраст составлял 23 года. 19 из них вошли в основную группу эксперимента. Они прослушали запись звуков «поющей чаши», состоящую из нескольких отрывков. Затем участников попросили «сыграть» на поющей чаше с помощью деревянного молоточка. Этот процесс прост и не требует долгого обучения. Участники контрольной группы также прослушали запись, но на втором этапе эксперимента воспроизводили записанный звук, нажимая на клавишу. На третьем этапе все участники снова прослушали запись.

После окончания каждого из этапов активность мозга анализировали с помощью магнитоэнцефалографии. Этот метод позволяет регистрировать слабые магнитные поля, возникающие вследствие электрической активности. Чаще всего он используется для диагностики эпилепсии. При этом заболевании в определенных регионах мозга возникают сильные «вспышки» электрических импульсов, которые может зарегистрировать магнитометр.

При самостоятельном извлечении звука ученые отметили заметное изменение вызванных потенциалов. После сеанса «игры» на поющей чаше слабел потенциал N1, а по завершении последнего этапа усиливался потенциал P2. У контрольной группы, участники которой извлекали звук нажатием на кнопку, таких изменений не произошло.

На следующем этапе работы ученые планируют исследовать изменения электрической активности мозга пожилых людей при игре на музыкальных инструментах. Эти исследования станут частью большого проекта по изучению влияния занятий музыкой на восстановление больных после инсульта.

Статья опубликована в журнале Journal of Neuroscience.

Ранее ученые установили, что скорость реакции у музыкантов значительно выше, чем у тех, кто не играет на музыкальных инструментах.