Появление окраски у птичьих яиц отнесли к мутации эпохи динозавров — Naked Science
01.11.2018

Появление окраски у птичьих яиц отнесли к мутации эпохи динозавров

Палеонтологи обнаружили, что пигментированные яйца несли динозавры всей группы, к которой принадлежат сегодняшние птицы.

eggs0

Людям, привыкшим видеть яйца одних только куриц, трудно даже представить, насколько разнообразной бывает их окраска у других птиц — от шоколадно-коричневой до изумрудно-зеленой, от кирпично-красной до ярко-голубой. И появилось это разнообразие задолго до самих птиц — с единственной мутации, появившейся у динозавров десятки миллионов лет назад. В статье, опубликованной в журнале Nature, ученые раскрывают детали этого важного события.

В самом деле, яйца откладывает множество животных, но разная окраска их бывает только у птиц. Поэтому до сих пор считалось, что эта адаптация появилась у представителей именно этой группы. С другой стороны, последние находки указывают на то, что уже динозавры могли нести яйца разных цветов. В частности, Жасмина Виман (Jasmina Wiemann) и ее коллеги обнаружили в окаменелых яйцах овирапторов возрастом 70 миллионов лет биливердин — пигмент, придающий им сине-зеленую окраску. Впоследствии был найден и красно-коричневый протопорфирин: именно сочетания этих двух ключевых пигментов создают все варианты окраски яиц у птиц.

В новой работе той же команды исследователей охвачен куда более обширный материал: 19 видов динозавров, а также современных рептилий и птиц. Биливердин удалось найти в остатках скорлупы яиц еще семи различных динозавров. Все они принадлежат к группе Eumaniraptora, куда относят и современных птиц. Попытки обнаружить следы окраски у яиц динозавров других групп оказались безуспешны: все они, видимо, были просто белыми. Ученые считают, что это указывает на появление окраски именно в пределах клады Eumaniraptora на ранних этапах ее эволюционного развития, когда разделения на подгруппы еще не произошло.

Скорее всего, это было единичное событие, еще неопределенная мутация, вызвавшая накопление биливердина в скорлупе и сделавшая яйца для начала сине-зелеными. С другой стороны, причины закрепления этой мутации назвать пока трудно. Возможно, яркая окраска облегчала поиск яиц в густой траве или помогала отличить их от яиц, подброшенных «гнездовыми паразитами» вроде современной кукушки.