Палеонтологи нашли голубые яйца динозавров — Naked Science
19.09.2017

Палеонтологи нашли голубые яйца динозавров

Впервые показано, что динозавры могли откладывать не только белые, но и окрашенные яйца – как птицы сегодня.

sfw_edd_pigments_frans_lanting

У современных птиц встречаются яйца самых разных оттенков, но и чисто белые – далеко не редкость. Белого цвета и яйца, которые откладывают все современные рептилии; считается, что так было и в древности, а окраска стала появляться у их потомков значительно позже. Окаменелые яйца динозавров, которые находят сегодня, обычно темно-бурые, но этот цвет они приобрели в процессе фоссилизации и закрепления частиц ржавчины, оксидов железа.

На этом фоне очень необычными оказались яйца поздних овирапторов Heyuannia huangi. Эти покрытые перьями динозавры были похожи на некрупных страусов, жили около 66 млн лет назад, и сотни их яиц были обнаружены в Китае – отчетливо сине-зеленые. Была ли такой их исходная окраска, или цвет они получили также в ходе фоссилизации и наполнения каким-то минералом? Чтобы выяснить это, йельские палеонтологи обратили внимание на голубые яйца современных птиц, таких как зарянки или некоторые страусы.

Сине-зеленую окраску им придает пигмент биливердин, часто – в сочетании с красно-коричневым протопорфирином. Чтобы выяснить, сохранились ли в яйцах динозавров следы этих пигментов, ученые исследовали их с помощью масс-спектрометрии. В статье, опубликованной журналом PeerJ, они сообщают о такой находке. «Мы изучили множество скорлуп, пока однажды не получили положительный результат, – говорит одна из авторов работы Жасмина Виман (Jasmina Wiemann). – Это был большой сюрприз. Я не сразу могла в это поверить».